Зачем использовать информационные технологии в образовании? Зачем нам нужна технология? Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый. Технология что еще нужно современному

Комментарии к записи Зачем использовать информационные технологии в образовании? отключены

Зачем преподавателю нужно тратить время на освоение новых технологий? Зачем вообще нужны эти технологии, если десятилетиями все прекрасно обходились без них?

Учителя часто относятся к новым технологиям довольно критично. Не хотят ничего менять, не считают нужным тратить время и силы на их освоение и — главное - не видят необходимости в применении ИКТ.

Многие считают технологии ненадежными. Программы зависают, Wi-fi становится недоступен в самое неподходящее время, пароли теряются, да и просто все работает не так, как должно. Все это имеет место быть, но, тем не менее, технологии могут дать нам массу преимуществ, если мы научимся использовать их рационально.

Для применения технологий в образовании есть множество причин, причем причин весьма веских, и в этой заметке я хотела бы перечислить некоторые из них.

Технологии позволяют сэкономить время. Если Вы автоматизируете то, что Вам приходится делать снова и снова, у Вас высвободится огромное количество свободного времени. Например, Вы можете записать видео с объяснением материала, и Вам не придется объяснять его в классе. Задайте учащимся просмотреть видео и, при необходимости, законспектировать материал в качестве домашней работы, а в классе уделите время практическим заданиям и обсуждению сложных моментов. Используя инструменты для записи голосовых комментариев, такие как Kaizena, Вы сэкономите массу времени, так как Вам больше не надо будет писать комментарии к работе от руки, достаточно будет просто надиктовать их. Многие имеют функцию автоматической проверки тестов, что избавляет преподавателя от большого количества рутинной работы.

Технологии позволяют вывести совместную работу на новый уровень. Огромное количество инструментов в настоящее время дают возможность работать совместно, позволяя участникам присоединиться к работе где бы они ни были, в любое удобное для них время. Ваши учащиеся могут работать совместно друг с другом и с Вами. Вы можете сотрудничать и обмениваться опытом с преподавателями по всему миру, используя социальные сети и программы для видео-конференций.

Технологии позволяют обеспечить индивидуальный подход. Традиционная классно-урочная система подразумевает, что все учащиеся одного класса в одно и то же время выполняют одинаковые задания, и получают одинаковую домашнюю работу. Это привычная модель обучения, но не единственная возможная. Более того, не всегда оптимальная. Благодаря новым технологиям, учащиеся могут работать в удобном для них темпе. Так, если они слушают записанную преподавателем лекцию дома, то могут делать паузы, и прослушивать повторно сложные моменты или всю лекцию необходимое количество раз.

Нет необходимости всем работать с одним и тем же материалом одинаково глубоко. Например, Вы изучаете какой-то исторический период. Есть минимуму — определенный набор дат, имен и фактов - который необходимо знать всем учащимся. Далее, в зависимости от интересов и предпочтений, каждый из учащихся может детально изучить какую-то одну область, например, музыку, литературу или медицинские открытия той эпохи. После изучения темы Вы можете провести тест, проверяющий, усвоили ли учащиеся необходимый минимум. Далее, чтобы продемонстрировать свои знания, учащиеся могут создать , интерактивный плакат, анимированное видео, цифровую историю, или инфографику, чтобы рассказать о том, что они исследовали дополнительно.

Технологии позволяют учащимся научиться работать самостоятельно. Когда учащиеся смотрят и конспектируют учебные видео, они начинают понимать, как именно они учатся лучше всего. Им не нужно ждать, пока материал раздадут в классе, так как все в любой момент можно скачать из или . Не говоря уже о том, что многие технологии, например, такие сервисы как Quizlet , позволяют учащимся создавать собственные учебные материалы. В процессе самостоятельной работы ученики приобретают ценные навыки, которые пригодятся им для обучения в дальнейшем. Мир становится все более информационно насыщенным, и меняется все быстрее, а значит, им всю жизнь необходимо будет учиться и переучиваться. Чем быстрее они научатся делать это эффективно, тем лучше.

Использование современных технологий на уроке способствует развитию информационной грамотности . Технологии проникают в самые разные сферы нашей жизни. Во многих профессиях, даже, казалось бы, напрямую не связанных с IT, умение грамотно использовать технологии становится необходимостью. Есть точка зрения, что современные учащиеся, относящиеся к , сами смогут во всем разобраться. Но это не совсем так. Большинство научатся только самым простым вещам, причем преимущественно связанным с потреблением контента, а не его созданием.

К тому же есть вещи, о которых многие из них не слышали, и о которых наверняка захотят узнать больше, например, . Не говоря уже о том, что далеко не все дети (а судя по некоторым страничкам в социальных сетях, и далеко не все взрослые) слышали о таких вещах, как безопасность и конфиденциальность в Сети, и не задумываются о том, как «цифровой след» может повлиять на их дальнейшую жизнь.

Технологии позволяют повысить мотивацию и заинтересованность . Технологии позволяют нам сделать традиционные задания более интересными и интерактивными. Безусловно, можно проверить знания, просто проведя опрос или письменный тест. Но можно и организовать при помощи сервиса Kahoot, который, благодаря звуку и графике, делает проверку знаний похожей на увлекательную игру. Почему бы не воспользоваться этой возможностью?

Новые возможности для детей с особыми потребностями. Здесь я подразумеваю не только тех, кому в силу психологических или физических особенностей сложно справляться со школьной программой, но многих других. Например, спортсменов, которые посвящают львиную долю времени тренировкам; детей-актеров, которые часто уезжают на съемки; тех, чьи родители часто переезжают, или живут на две страны; одаренных детей, которые хотели бы уделять больше времени дополнительным занятиям; детей, которым необходимы частые госпитализации. Технологии позволяют сделать процесс обучения более гибким, дают возможность учиться в любом месте, в любое удобное время, что крайне важно в ситуациях, когда традиционное обучение становится затруднительным.

Технологии открывают новые перспективы . Сейчас любой из нас бесплатно или за очень умеренную сумму может сделать то, что еще пару десятков лет требовало огромных финансовых вложений и серьезных связей. Мы можем записывать и выпускать собственное радио-шоу, общаться с людьми из разных стран и экспертами в различных областях, проводить среди тысяч людей.

Писателю больше не нужно искать издательство, которое бы его заметило и опубликовало. Художнику больше не нужна галерея, чтобы продать свою картину. Для того, чтобы создать собственный сайт, сейчас необходимы минимальные технические навыки. Для того, чтобы Ваш видео-ролик стал доступен миллионам, достаточно просто выложить его на . Технологии дают нам такие возможности, о которых мы 10-15 лет назад и мечтать не могли, и расширяют наши горизонты. Для преподавателей это очень важно, так как их всегда сковывали масса ограничений, касающихся и профессионального роста, и получения дополнительного заработка, и самовыражения.

Благодаря технологиям ограничений становится все меньше, а возможностей — все больше. Так почему бы ими не воспользоваться?

Техника и философия техники. Термин «философия техники » был введен Э. Каппом , чья книга «Основания философии техники» издана в Германии в 1877 г. Один из родоначальников философии техники в России - русский инженер П.К. Энгельмайер (1855-1942) в начале ХХ века выпустил книгу «Философия техники», где попытался представить зарождение этой новой отрасли философской науки. Однако только в 70-х годах ХХ столетия была сформулирована программа философии техники как самостоятельной философской дисциплины, поскольку техника стала фактором, определяющим будущее человечества, и для мировой цивилизации было бы трагедией дальнейшее непродуманное ее развитие. Сформировалась необходимость критического философского анализа результатов технической деятельности, перспектив ее развития.

Среди ведущих философов техники ХХ века - Ф. Дессауэр, Х. Ленк, Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс . В числе российских исследователей философии техники наиболее известныВ.Г. Горохов, Б.И. Иванов, Б.И.Кудрин, И.А. Майзель, А.И. Ракитов, В.М. Розин, М.А. Розов, В.С. Стёпин, Д.М. Федяев, В.В. Чешев, С.В. Шухардин, и др.

Главные вопросы философии техники:

* Что такое техника?

* Что она может дать человеку и чего она лишает его?

* Каковы тенденции и социальные перспективы технической деятельности?

* Какова природа современного технического и информационно-технического мира?

Философия техники - весьма развитое направление современной философии, однако до наших дней не создано еще детально разработанной теоретической концепции техники и технического развития, нет даже обстоятельно разработанной системы основных понятий. Это относится и к пониманию самой техники.

Понятие “техника ” в системе философии проделало длительную эволюцию. Так, античные философы к области “techne” относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д. Греческое "техне" переводится как искусст­во, мастерство, умение. Для греческой цивилизации техне в качестве условия развития человека носит гуманистический характер, в то же время греки подметили и опасность техники для человека. Софокл писал о чудовищной силе, которую техника дала в руки человека и поставила его между добром и злом. Мысль Софокла звучит удивительно современно.

В XVII - XVIII вв. латинское “technica ars” (искусство умелого производства) во французский язык переходит как “technique”, а в немецкий как “technik”. Постепенно формируется классическое понимание техники как совокупности искусственно созданных объектов, прежде всего - орудий труда, машин. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается человеком. Произведенный человеком объект часто называют артефактом (лат. "артефактум" - искусственно сделанный). Техника в первом приближении и может быть определена как совокупность ар­тефактов.



Однако недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Непременным условием возникновения и развития техники служит технология . Она неразрывно связана с техникой как конкретный способ, как определенный алгоритм функционального соединения человека и техники. Чем менее развита техника, тем больше технологиче­ских функций выпадает на долю человека и наоборот.

Первоначально, на этапе ручного труда , техника имела в ос­новном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов че­ловека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машиниза­ции техника становится самостоятельной силой, труд механизи­руется. Техника как бы отделяется от человека, который сам становит­ся придатком машины, он дополняет ее возможности. На треть­ем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации на первый план выходит уже сила интеллекта чело­века, реализуемая посредством техноло­гии. Происходит объединение науки и технологии, следствием ко­торого является научно-технологический прогресс, современный этап которого называется часто научно-технической революцией.

В процессе осмысления современного научно-технического прогресса развивается содержание понятия “техника”. Одно из направлений современной отечественной философии техники, возглавляемое В.Г. Гороховым , включает в понятие “техника ”:

Совокупность технических устройств, артефактов - от простейших орудий до сложнейших технических систем;

Специфическую область знания - от специализированных рецептурно-технических знаний до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;

Область человеческой деятельности , направленную на создание технических устройств и их эксплуатацию;

Совокупность умений и навыков человека, составляющих особенности того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека в этой деятельности.

Таким образом, философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. В узком смысле техника есть совокупность артефактов, соз­даваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности, как это выявлено у В.Г. Горохова . Однако в этом случае понятие «техника» включает в свое содержание и технологию , что не позволяет с достаточной ясностью «развести» эти понятия. В дальнейшем изложении будем понимать технику, прежде всего, в ее узком смысле.

Единство человека и техники. В оценке феномена техники существует большое число подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специали­зированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием технических артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания техники и технологических цепей свою волю к власти. В рациональном подходе техника рассматривается как сознательно (рационально) ре­гулируемая деятельность человека.

Нетрудно видеть, что каждый из этих подходов подчеркивает в сущности техники гуманитарные, “человеческие” характеристики. Поэтому техника не может быть помещена лишь в систему природных закономерностей, вне и помимо социальных отношений она существовать не может.

Во-первых, само существование техники вызвано необходимостью удовлетворения именно социальных потребностей: производства материальных ценностей, оказания услуг и т. д. Во-вторых, приводит технику в действие, взаимодействует с нею, обслуживает ее человек . Поэтому свое собственное качество техники она приобретает лишь в системе “человек - техника”. Такого рода особенности характерны для любого вида техники: производственной, транспортной, медицинской, офисной и т.д.

Таким образом, техника содержит в более или менее развернутом виде социальную составляющую, личностный фактор. Поэтому развитие техники зависит, во-первых, от развития человека как ее потенциального члена . Во-вторых, развитие техники детерминируется развитием общества, поэтому социальная составляющая - неотъемлемый компонент ее сущности. В этом наглядно проявляется процесс социализации техники .

Однако необходимо учитывать и другую сторону процесса - "технизацию" человека. Пока наши предки из далекой человеческой предыстории противостояли природе сами по себе, они не отличались от человекообразных обезьян. Когда же они начинают противостоять природе с помощью системы искусственных орудий - первобытной техники, они становятся людьми. Поэтому можно сказать, что так же, как человек создает технику, так и техника создает человека, человеческие отношения.

Техника приобретает свое собственное техническое качество лишь во взаимодействии с эксплуатирующим ее человеком. Поэтому объектом профессиональной деятельности инженера являются не просто технические системы как созданные человеком артефакты, но системы «человек - техника».

В этом аспекте становится необходимым знать, какие качества человека оказываются решающими для наиболее эффективного функционирования технических систем. Подобного рода исследования проводятся в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других наук. Философия здесь играет, прежде всего, методологическую роль, определяя наиболее общие подходы к решению рассматриваемых вопросов. При этом оказывается, что спор между биологизаторством и социологизаторством приобретает сугубо прикладное техническое значение, ибо по-разному формирует задачи конструктору технических систем.

Методологически-техническое значение современной философской антропологии проявляется, прежде всего, в том, что она ориентирует инженера на учет как биологических, так и социальных качеств человека. Действительно, теория и практика усилителей низкой частоты стала необходимой, в частности, и потому, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Такая специфика соответствия человека и технического устройства в единой системе «человек - техника» как раз и учитывается в специальных отраслях технических наук.

Социальные аспекты человека приобретают техническое значение не только потому, что каждое техническое устройство предназначено для достижения определенных социальных целей. Социальное качество техники выявляется и в том, что инженер-проектировщик, создавая техническое устройство именно как компонент системы «человек - техника» фактически конструирует алгоритм деятельности человека в конкретной технической ситуации.

Сформировавшийся в современной философской литературе подход к соотношению человека и техники позволяет рассматривать их как универсальные парные категории социальной философии.

Технократический оптимизм и технопессимизм. В 1972 году международную сенсацию вызвало опубликование «Пределов роста» - первого доклада Римского клуба на основе результатов исследования под руководством американского ученого Д. Медоуза . Доклад опрокидывал все прежние представления о стабильности и благоденствии, о целях и перспективах человеческого существования. Вывод доклада: человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, избегнуть которой можно, лишь приняв меры по ограничению роста производства, добычи и переработки природных ресурсов. «Пределы роста» показали, что рост не может продолжаться бесконечно, что человечество должно отказаться от количества в пользу качества.

За четверть века учеными разных стран по инициативе Римского клуба подготовлено около 20 докладов по исследованию глобальных про­блем современности. Эти доклады обратили внимание мировой обществен­ности не только на непосредственные угрозы природе, которые исходят из узко понятого технического прогресса. Они поставили проблему изменения самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориента­ций. В известной мере сбылось предостережение русского философа В.В. Розанова (1856-1919), сделанное им в начале ХХ века: «Техника, присоединив­шись к душе, дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила. Появилась “техническая душа”... И вдохновение умерло...»

К середине ХХ столетия проблемы подобного рода осмысливались в технократических концепциях, или, как их называют по-иному, концепции технократического оптимизма . В социальной утопии Т. Веблена (1857-1929) “Инженеры и система цен” технические специалисты были представ­лены как бескорыстные служители идеи социального прогресса.

В работах Дж. Гэлбрейта “Новое индустриальное общество” и “Экономические теории и цели общества” (60-70-е годы) сформулировано понятие “техноструктуры ” как складывающейся в обществе иерархии технических специалистов - от рядового техника до руководителя сложного техниче­ского комплекса. По его мнению, техноструктура выступает как “носитель коллективного разума и коллективных решений”. Техницистские прогнозы долгое время считались достаточно реальными, ибо опирались на мощный поток научно-технического развития. Однако это развитие привело к обострению многих социальных проблем.

Поэтому концепции технократического оптимизма стали восприниматься и оцениваться критически. Такого рода оценка содержалась в ряде антиутопий («Утопия 14» К. Воннегута , «451 0 по Фаренгейту» Р. Бредбери, «О, дивный новый мир» О. Хаксли , «1984» Дж. Оруэлла «Мы» Е.И.Замятина и др.), которые показали, что изощренная техника начинает господствовать над человеком, подавляет его индивидуальность и свободу.

Философская критика технократии исходит из того, что абсолютизация роли техники и технологии неприемлема. Поэтому современная философия считает актуальным и необходимым обсуждение этических, нравственных аспектов технической, инженерной деятельности. Известный представитель немецкой “философии техники” А. Хунинг пишет: «Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими живыми существами и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере, причинить огромный ущерб».

Действительно, техника ныне приобрела относительную самостоятельность, и трудно определить, кто кому служит : техника человеку или человек - технике?

Рассуждая о природе техники, Хайдеггер часто говорил об извлечении потаённого. Кажется странным: что потаённого в том, что автомобиль требует хорошей дороги и гаража? Однако человек превратился в нечто, выполняющее требования технической реальности, которая развивается по своим объективным законам, используя человека, как муравей использует хвоинку.

Интересные аналогии проводит основатель новой теории техники (названной им «технетика») Б.И. Кудрин применительно к современному гаражному строительству: появилось техническое изделие - автомобиль, которое потребовало для себя многоэтажное сооружение для обеспечения приемлемых климатических условий во время отдыха автомобиля; гигиенических установок в виде душевых устройств с шампунями и растворителями. Авто, как индивид, разборчиво в питании. На этой основе реализовано расслоение на богатых и бедных. К жилью авто стало выдвигать эстетические требования, завершая переход от примитивной «ракушки» к многоэтажному кирпичному особняку с элементами псевдоготики. Владелец авто нередко делает подарок не любимой, а автомобилю.

Следовательно, техническое перестраивает окружающий мир в направле­нии, благоприятном для себя. Оно объективно проявляет свои потребности, ко­торые человек с неотвратимостью удовлетворяет.

Новые технологии делают жизнь человека удобнее, однако несут и негативные последствия для экологии и здоровья. О том, как к этому относятся люди из разных уголков мира, узнавали журналисты Великой Эпохи , когда спрашивали о том,

« идут на пользу или вредят людям?»

Сан-Франциско, США

Джереми Либаргер, 29 лет, менеджер

Я не знаю, что ответить: да или нет. Я думаю, это зависит от того, о какой именно технологии мы говорим. Люди используют технические достижения по-разному. Не думаю, что новые технологии сами по себе можно назвать плохими или хорошими. Люди могут использовать их как для осуществления чего-то хорошего, так и плохих действий. Но даже в таком контексте я не уверен, что мы можем назвать что-то однозначно отрицательным. Люди сейчас слишком поглощены новыми технологиями, и это, возможно, плохо, потому что это изолирует их друг от друга.

Киев, Украина

Константин Кальцев, 22 года, строитель

Они приносят пользу. Во всем пользу, в том числе в удобстве. Развитие в технологическом плане предупреждает экологические проблемы.


Карлсборг, Швеция

Инге Йоханссон, 62 года, инженер-механик

Я думаю, что в этом есть и хорошее, и плохое. Новые технологии могут помочь большому количеству людей, но многим могут и навредить. Например, есть хакеры, участвующих в финансовых преступлениях. Не так хорошо и то, что молодое поколение без этого жить не может. Чем старше люди, тем более взвешенно они могут эти технологии использовать. Они изредка пользуются электронной почтой.

Дубай, Объединённые Арабские Эмираты

Наташа Прадип, 21 год, контент-менеджер

Технический прогресс влияет на благосостояние людей прямо и косвенно. Деревья выкорчёвывают, чтобы на их месте открыть фабрики. В производстве всё чаще используется не наёмная сила, а передовое оборудование. Таким образом, увеличивается безработица, растут выбросы вредных испарений в атмосферу — негативных последствий технического прогресса, как правило, больше, чем положительных.


Лермонтов, Россия

Иван Шатров, 31 год, спортсмен/инструктор

Я считаю, что, в основном, новые технологии несут пользу. Но, конечно, высокотехнологичные новинки здесь доступны не многим, я имею в виду новые разработки в области медицины. Что касается других отраслей, мне трудно сказать.

Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Испания

Хуане Валерон Санчес, 58 лет, агентство по трудоустройству

Развитие новых технологий обеспечивает нас такими инструментами, которые позволяют легче выполнять наши ежедневные обязанности. Они обеспечивают нам доступ к большему количеству информации, необходимой для профессионального развития. Новые технологии позволяют выполнять нашу работу скорее и с меньшим количеством ошибок. Это привносит организованность в различные сферы деятельности, это улучшает нашу жизнь. Поэтому я считаю, что новые технологии очень полезны для человека.


Лима, Перу

Лидия Диас, 42 года, школьный учитель

Я думаю, что новые технологии приносят для человека и пользу, и вред одновременно. Пользу, потому что с помощью компьютеров мы можем узнать больше о том, как сохранить здоровье, как справиться с заболеваниями, как их предотвратить, чем лучше питаться. Дети могут найти информацию для домашнего задания. А вред развитие новых технологий приносит потому, что это вредит умственному развитию детей - они становятся ленивыми, не читают книг, впадают в зависимость от компьютеров. Я думаю, что технологии нужно развивать ещё больше - довести их до такого состояния, чтобы людям не нужно было работать, чтобы людей заменили машины.

Сан-Паулу, Бразилия

Хосе Карлос Берг, 50 лет, администратор

Эта техническая революция вредит обществу. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что негативные последствия проявляются у большинства молодых людей и детей - физическая активность у них заменяется сидением перед компьютером или телевизором, они едят сладости, что не идёт им на пользу. Это повышает уровень холестерина в крови и распространение такого заболевания, как диабет и другие.

Следите за всемирным опросом каждую неделю. Наши корреспонденты узнают у людей из многих уголков мира об их отношении к тем или иным вопросам.

People in contemporary world can hardly imagine their lives without machines. Every day either a new gadget is invented or an old one is improved. Different people appreciate new inventions differently. Some suppose that sophisticated gadgets are really useful and necessary, while others find them absolutely awful as they influence people badly. As for me, I am pretty sure that gadgets make people`s lives easier.

Firstly, they do all kinds of dirty and hard work, as cleaning. Secondly, devices can save a lot of time as well as storage space. For instance, a computer disk can contain the same amount of information as several thick books.So, machines help people in different spheres.

However, opponents of this point of view are definitely sure that gadgets affect people negatively. People are reluctant to work due to the influence of machines. People become lazy and disorganized. They just expect their latest gadgets to do everything instead of them. Moreover, according to scientists, a great number of widespread devices produce radiation that can cause serious health problems. Furthermore, more and more people are becoming addicted to their modern gadgets, for instance computers, TVs or mobile phones. So, they neglect their home obligations, work or school and spend all their spare time in front of a laptop screen or a TV-set.

In conclusion, I firmly believe that in spite of all drawbacks, gadgets have, their benefits are much more considerable, as they save people`s time and let them enjoy life.

Перевод:

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без машин. Ежедневно или появляются новые устройства, или улучшаются уже существующие. Люди по-разному относятся к новым изобретениям. Некоторые полагают, что сложные гаджеты на самом деле полезны и необходимо, в то время, как другие считают их ужасными из-за их отрицательного влияния на людей. Что касается меня, я абсолютно уверена в том, что новые устройства делают нашу жизнь легче.

Во-первых, они выполняют всю грязную и тяжелую работу, такую как уборка. Во-вторых, устройства экономят как время, так и место. Например, компьютерный диск может вмещать столько же информации, как несколько толстых книг. Итак, машины помогают людям в разных сферах деятельности.

Однако противники этой точки зрения абсолютно уверены в том, что новые изобретения отрицательно влияют на людей. Люди не хотят работать из-за влияния устройств. Они становятся ленивыми и неорганизованными. Они ждут, когда их последние изобретения сделают всё за них. Более того, по мнению ученых, многие широко распространенные гаджеты обладают излучением, которое может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. Кроме того, всё больше и больше людей становятся зависимыми от компьютера, телевизора или мобильного телефона. Они игнорируют свои домашние обязанности, учебу или работу и проводят всё своё время перед ноутбуком или экраном телевизора.

В заключение, я считаю, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, достоинства гаджетов намного более занчительны, так как они экономят время и позволяют людям наслаждаться жизнью!

Каменская Татьяна

В настоящее время степень удовлетворения жизненных потребностей каждого человека определяет развитие техники и технологий . Чем более они совершенны, тем более качественную и более надежную продукцию можно изготавливать, тем лучшим является развитие всех отраслей промышленности, тем более состоятельно живет каждый человек и государство в целом. Поэтому основной задачей на нынешнем этапе развития общества является совершенствование техники и технологий.

За время развития человеческого общества техника и технологии прошли сложный путь от примитивных орудий труда до сложных устройств, которые заменяют физический труд человека машинным (рис. 1), от отдельных несложных операций до современных способов обработки материалов и изготовления изделий.

В дальнейшем под термином техника будем подразумевать совокупность машин, механизмов, других приспособлений, применяющихся для создания полезных вещей .

Технология (от греч. техно - мастерство, умение, искусство и логос - наука) - это совокупность приемов и способов, или, по-другому, виды работ, которые применяет человек для изготовления полезных вещей.

Рис. 1.

Под термином полезная вещь подразумевается изделие, которое изготавливает и использует человек для удовлетворения собственных потребностей.


Рис. 2. Полезные вещи: а - изготовленные в домашних условиях; б - изготовленные на промышленных предприятиях (слева-направо)

Да! Все эти вещи создавались в результате кропотливого и настойчивого труда человека.

Деятельность человека, направленная на производство полезных вещей или выполнение полезной работы, называется трудом .

Процесс применения человеком своего труда для изготовления определенной продукции или выполнения полезной работы называют технологической деятельностью . Она может выполняться в домашних условиях или на промышленных предприятиях. В домашних условиях - это изготовление вещей домашнего потребления, ремонт мебели, а также приготовление еды, вскапывание грядок, высадка деревьев, присмотр за животными, выполнение других бытовых, ремонтных и хозяйственных работ. технологический инновация кристенсен рынок

На промышленных предприятиях технологическая деятельность человека направлена на добычу сырья, его переработку и изготовление из него продукции. Например, из древесины сначала изготавливают различные конструкционные материалы: доски, рельсы, оселки и т.п., а уже из них - необходимые для человека изделия. Добытую железную руду, нефть, газ перерабатывают и производят из них определенную продукцию. Из железной руды выплавляют металл, из нефти вырабатывают бензин, различные масла и т.п., из газа - полимерные материалы (пластмассы). Сельскохозяйственная продукция - это сырье для продуктов питания (рис. 3).

Деятельность предприятия, направленная на преобразование сырья или материалов в полезные вещи (изделия), называется производственным процессом .


Рис. 3. Промышленные предприятия: а - производство изделий из древесных материалов; б - добыча нефти; в - добыча железной руды; г - плавление металла; д - выращивание сельскохозяйственной продукции; е - производство пластмассы (слева-направо, сверху-вниз)

В повседневной жизни человек пользуется разнообразными полезными вещами - результатами своего труда. Чтобы облегчить домашнюю работу, используют кухонные комбайны, мясорубки, пылесосы, стиральные и швейные машины, другую бытовую технику. Для удобства пользования разными вещами и их хранения изготавливают шкафы, столы, хлебницы. Все, чем пользуется человек, является результатом его технологической деятельности. Следовательно, труд является неотъемлемой составляющей технологической деятельности.

В то же время выполнение отдельных видов работ, например изготовление из древесины сувенира и его отделка, - это несколько отдельных видов технологической деятельности. Каждый из них характеризуется выполнением определенной работы. Для изготовления сувенира необходимо разработать рисунок будущего изделия, подобрать материал для его изготовления, выполнить разметку заготовки, изготовить и украсить изделие и т. п.

Вид технологической деятельности, направленной на выполнение конкретной работы, называется технологической операцией .

В современном понимании под технологией подразумевается описание приемов выполнения определенных видов работ, их последовательности, перечня необходимых для этого инструментов, устройств, материалов и другой информации, владение которой дает возможность изготовить изделие. Отмечаются такие данные в особом технологическом документе, который называется технологической картой.

Подрывные инновации / технологии по Кристенсену Клейтону Кристенсен Клейтон вёл новый термин «Подрывные инновации / технологии» (именно термин, поскольку описал ранее известный эффект). В своей книге: «Дилемме инноватора» он пришёл к выводу, что «…самые успешные компании часто оказываются самыми уязвимыми для новых или возникающих технологий. Для обозначения новых продуктов, которые вызывают панику на устоявшемся рынке, Клей Кристенсен ввёл термин «подрывные технологии». Энди Гроув назвал это «эффектом Кристенсена», а журнал «Forces» «атакой с чёрного хода». Подрывные технологии предлагают новые версии существующих продуктов. Они «просты в использовании, дёшевы и не отличаются высоким качеством», - утверждал Кристенсен. Обычно их производство предполагает снижение рентабельности и прибыли. Поскольку фирм, желающих выпускать малорентабельные и малоприбыльные новые продукты, находится немного, неудивительно, что успехи подрывных технологий часто оказываются для господствующих на рынке крупных компаний полной неожиданностью. В книге «Дилемма инноватора» Клей Кристенсен постарался выяснить, на чем спотыкаются многие самые успешные компании. Его исследования подтвердили, что именно успех компании часто становится главной причиной последующих ошибок. «Они часто терпят поражения, - утверждал Кристенсен, - потому что те самые методы менеджмента, которые позволили им стать лидерами в отрасли, мешают им развивать подрывные технологии, которые в конечном итоге крадут у них рынки». «Подрывные технологии» или «подрывные инновации» Кристенсена почти всегда становятся результатом какого-то технологического новшества, которое создает новые продукты или услуги, способные заменить существующие технологии и изменить динамику рынка. Концепция стратегически переломного момента гораздо шире, поскольку это явление может быть вызвано нетехнологическими факторами или событиями (вспомните, чем обернулся сухой закон для индустрии спиртных напитков). Однако оба этих явления потенциально способны практически мгновенно пустить под откос любую компанию. Далее приведены примеры подрывных технологий и устойчивых технологий, которым они бросают вызов или приходят на замену: устойчивая технология - подрывная технология; лошади и карета - автомобили; реальные книжные магазины - онлайновые книжные магазины; высшие школы бизнеса - корпоративные университеты; обычные учебники - электронные учебники; традиционная фотография на 35-мм пленке - цифровая фотография; многотомная печатная энциклопедия - Википедия. На последних страницах «Дилеммы инноватора» помещён «Справочник читателя», где Клей Кристенсен даёт менеджерам следующий совет: корпорации должны «возлагать ответственность за внедрение подрывных технологий на те организации, потребность в продукции которых обеспечивает им приток ресурсов». Кроме того, он указал, что подрывные технологии нельзя смешивать в одну кучу с другими устойчивыми традиционными продуктами. Вместо этого он настоятельно рекомендовал корпорациям «создавать для них отдельные организации, достаточно мелкие, чтобы их могли заинтересовать небольшие доходы». Далее, Кристенсен посоветовал менеджерам «планировать неудачи». Он призывал руководителей не рассчитывать на то, что «они окажутся правы с первого раза». Вместо этого он предложил менеджерам подумать о превращении подрывных технологий в коммерческие продукты. Это поможет им извлекать «полезные уроки» и при необходимости корректировать курс».