Архитектор о себе в портфолио. Портфолио для поступления на программы архитектуры. Правило трех частей

Каждую весну архитектурные бюро получают огромное количество портфолио от студентов, желающих обеспечить себе стажировку. Эти портфолио демонстрируют широкий спектр навыков молодых архитекторов и разнообразие их взглядов. И хотя разнообразие бесконечно радует, это все-таки не то, на что следует обращать внимание в первую очередь. Самое смешное, что чем необычней начинают выглядеть портфолио, тем больше хочется увидеть нечто простое, понятное, сделанное по каким-то принципам. По принципам, которые существуют вне времени и вне места, которые уравнивают шансы материала, написанного от руки или присланного в цифровом виде, настолько универсальные, что ими могут пользоваться абсолютно все.

02.04.2014, 13:55 |

5 принципов оформления портфолио, изложенные ниже, являются продуктом личного опыта и носят, скорее, рекомендательный характер. И конечно, вовсе необязательно наступать на горло собственной индивидуальности после ознакомления с ними. Но хотя бы один из них стоит учесть.

1. Не думайте долго над обложкой портфолио! Это касается и обычных папок, и шаблонов презентаций. Простота производит больший эффект, чем чрезмерное творчество. Если у вас есть умная мысль, используйте ее подобающим образом, а не тратьте время на украшательство. Главное находится внутри портфолио, а не снаружи.

Например, посмотрите на папку Prat Paris 112 Rod Binder . Все просто и ясно. Красивый рабочий материал. Такое потом можно будет найти в Библиотеке Конгресса. Если повезет...

2. Правило трех. Портфолио подводит определенный итог вашим достижениям. Оно должно показать вас с лучшей стороны в трех аспектах:

Студенческие работы. Вдохновенные эскизы, показывающие первые шаги в архитектуре, есть у всех. Если они вас самих не устраивают, то надо (или надо было) сменить учебное заведение.

Профессиональные работы. Даже недельная стажировка в архитектурном бюро дает большой опыт, потому что вы так или иначе включаетесь в реальную жизнь архитектора, можете хотя бы отчасти примерить ее на себя. В общем, это стоит подробно задокументировать.

Личные работы. Обложку незачем было разрисовывать, зато здесь можно отвести душу, а заодно показать, что вы личность со своими интересами и убеждениями и являетесь архитектором не с 10.00 до 19.00, а каждую минуту своей жизни.

3. Больше изображений, меньше текста. Вы знали об этом! Никто не будет читать ваше портфолио, это не «Анна Каренина». Сопроводительный текст должен содержать только факты: тип проекта, название студии или имя вашего руководителя, год, размеры, материалы, техника исполнения.

4. Рисунки и чертежи от руки всегда будут предпочтительней. Цифровые технологии вознесли уровень визуализации на небывалую высоту. Но! Ничто так хорошо не продемонстрирует, что вы компетентный специалист, как эскиз, набросанный карандашом. Он не только покажет, что вы умеете держать в руках карандаш, но и ваши социальные и коммуникативные навыки. Эскиз от руки показывает, как вы думаете.

5. Единый формат. Портфолио должно быть сродни рассказу, в котором лучшие проекты намеренно выстраиваются в четкую, стройную презентацию. Все должно быть подчинено единой визуальной системе, плавно перетекающей с одной страницы на другую. Любые разрозненные проекты из отдельных периодов вашей творческой жизни можно выстроить в сюжетную линию. И не надо бояться временных пробелов - это наоборот показывает вашу уверенность в том, что проекты, которые вы выбираете, действительно для вас важны.

И последнее. Когда работа над составлением портфолио будет закончена, вам на мгновение покажется, что это самый важный документ на всей планете, это Святой Грааль, в котором ваши пот, кровь и слезы. Но мгновение пройдет, и вы обнаружите выстраданное портфолио под пыльной грудой архитектурных журналов и папок с новыми проектами. И тогда, если вы следовали пяти простым правилам, ностальгия не будет мучить вас, и вы поймете, что сделали все правильно.

Текст по материалам Build Blog .

Фото: Build Blog.

— я описывала «скелет» технологии поиска работы, самые основы, а сегодня начну нанизывать «мясо» — развернуто рассуждать о нюансах. Советую начать с , если вы ее еще не читали.

Сегодня тема очень важная — оформление портфолио! Портфолио — квинтэссенция квалификации архитектора, но зачастую оказывается, что работ накопилось много, но собрать их в презентационный вид так и не дошли руки.

Так уж получилось, что информации о том, как составлять портфолио, ничтожно мало в интернете и в информационной среде вообще. А уж найти чье-нибудь в качестве примера вообще практически невозможно, потому что все архитекторы их хранят как зеницу ока, опасаясь за авторские права. Когда я верстала свое - подсматривать было некуда, приходилось придумывать свой собственный канон и на практике проверять — что работает, а что — нет. В результате у меня получилось несколько правил, от базовых - которые влияют на общее впечатление от опыта и квалификации, до очень специфических - которым можно и не следовать, но в итоге они очень хорошо «шлифуют» портфолио.

1 Порядок расположения работ

Есть два основных способа — оба работают. И оба имеют свои плюсы и минусы.

1) Располагать работы в порядке роста их значимости (от более ранних к более поздним)
2) Располагать работы от самых последних и крутых к более ранним

Плюсы первого варианта:
Когда потенциальный работодатель пролистает ваше портфолио, у него останется впечатление не только от самих работ, но и от прогресса - будет видно, что с каждой новой работой вы растете, и проекты становятся глубже, проработаннее и масштабнее. Идеально, если такой порядок расположения совпадает с хронологическим. Но если не совпадает - все равно лучше располагать работы в порядке роста их качества. Однозначно, я бы избегала, например, после интересной конкурсной работы следом ставить какой-нибудь не самый выразительный коттедж, это будет выглядеть как шаг назад. Ну и конечно, очевидный вывод - заканчиваться все должно на самой яркой и классной работе.

Плюсы второго варианта:
Если бюро большое, и туда поступают десятки заявок в месяц, у работодателя мало времени на первичный просмотр и сортировку входящих писем — поэтому лучше все козыри выложить вперед. Если портфолио не зацепит HR в самом начале — он может закрыть его не дойдя до самого интересного.

В своем я верстала по первому варианту — от учебных работ к практическим. Но в следующий раз, пожалуй, буду делать наоборот.

2 Год проекта

Очень важное правило, которое преследует цель — показать непрерывный профессиональный рост. Прикинув в голове, за какой срок вы собрали портфолио, работодатель сделает вывод - быстро вы растете или не очень.

3 Навигация

Я видела такие портфолио, где даже не всегда указан не то что год, но даже название проекта. Так быть не должно, портфолио должно быть прозрачным по структуре. Джентльменский набор информации: номер проекта, название, год, статус (учебный, дипломный, конкурсный, в составе авторского коллектива, реализованный и т.д.), краткая аннотация (пояснение).
Я указывала номер/всего_проектов для удобства ориентирования. Например 5/9 — пятый по счету, а всего проектов в портфолио девять.

4 Количество проектов

Обычно, чем крупнее компания, и значит, чем больше заявок она постоянно получает, тем больше краткости потребуется, чтобы успеть произвести впечатление. Обычное число работ - от 5 до 10.

5 В проекте должна быть понятна его задача

Этот пункт появился, потому что я видела работы, где он не соблюдался.
Я имею ввиду, если например, у вас проект района с детальной разработкой какого-то узла (например, общественного комплекса). Иногда смотришь на такие проекты и непонятно - то ли уже был район, а вы разрабатывали только общественный комплекс, то ли район тоже запроектирован вами. Обязательно должно быть краткое (в пару абзацев) пояснение для проекта - что это, в чем, собственно, заключается проект, какая была задача перед проектировщиком, как вы ее решили.

6 В крупных проектах должна быть указана ваша роль

Понятно, когда проект огромный, он делался не в одиночку. Вы могли участвовать в нем как:
1) член авторского коллектива, то есть делать от концепции, от принципиальных решений и до компоновки, но просто не в одиночку.
2) как член рабочей (технической) группы, то есть не участвовать в принятии принципиальных решений, но делать какую-то техническую часть (визуализации, подготовка чертежей и т.д.)

Указывать роль надо обязательно. Если работодатель так и не понял, что вы делали в этом проекте, потому что вы это не уточнили, он подумает худшее — «носили кофе». В любом случае, к вам появится недоверие, потому что вы недоговариваете. Поэтому лучше уточняйте. И будьте честны в этом вопросе, тем более, любой опытный архитектор сможет легко проверить ваши слова.

7 «Заточенность» портфолио

Если вы делаете портфолио для себя — это одно дело, и тут не существует никаких правил. Если же это портфолио для подачи заявки на работу — то оно должно быть «заточено» под специализацию конкретной компании.
Ни одно бюро в мире не делает одновременно интерьеры однокомнатных квартир и региональные транспортные хабы. Соответственно, включать оба проекта, если они у вас есть, в целевое портфолио (для рассылки, не для себя) нет смысла, часть из них будет по адресу, а часть — совсем мимо.

Вот пример компоновки: это кусок из моего портфолио, учебный проект 2012 года. Сразу примечание — шрифт аннотаций красивый, но абсолютно нечитаемый здесь, потом я заменила на Helvetica. Удобство восприятия важнее)


И самый главный вывод, к чему мы все стремимся: портфолио должно быть настолько понятным и исчерпывающим, чтобы у работодателя вообще не осталось ни одного вопроса. Если вам это удалось - это выдает в вас хорошего селф-менеджера, который смог решить поставленную задачу (самопрезентацию в данном случае) максимально эффективно. В этом случае ваше собеседование сведется просто к ответной самопрезентации вашего работодателя.

Каждый студент начинает свою архитектурную карьеру с отправки портфолио в архитектурные фирмы с целью получения работы и практики.

Известные компании получают большое количество примеров портфолио архитекторов. Одна из них, архитектурная мастерская полного цикла из Сиэтла, BUILD проанализировала все полученные работы и определила 5 принципов хорошего портфолио архитектора.

Правило №1

Не перестарайтесь с обложкой.

Обложка – это первое что видит ваш потенциальный работодатель. Это как первое впечатление, и если оно негативное, то ваше портфолио возможно и открывать не станут.

Неважно, выбираете вы папку для печатного портфолио или дизайн для онлайн версии, следует придерживаться минималистичного, локаничного стиля. Строгий стиль намного лучше креативного подхода, ведь это лишь обертка, внимание нужно обращать на работы внутри портфолио.

Для печатного портфолио подойдет одноцветная папка, папка из черной кожи.

Для онлайн версии портфолио можно использовать бесплатные сервисы, которые позволяют показывать широкоформатные изображения и используют простую навигацию. Вам смогут помочь Squarespace или Сargocollective.

PDF-формат широко используется для пересылке по почте или в сервисах по типу Issuu. Но вы не знаете, есть ли у принимающей стороны ограничения по размеру файла, поэтому не привышайте лимита 5 мегабайт.

Правило №2

Принцип трёх частей

Все ваши главные аспекты жизненных достижений следует преподносить в трех разделах.

Студенческие проекты: с этим разделом у вас не должно возникнуть проблем.

Профессиональная работа: во время обучения постарайтесь устроиться на практику в архитектурное бюро хотя бы на пару недель. А уж там беритесь за любой проект и тщательно все документируйте. Кроме неоценимого опыта работы в архитектурной среде, вы получите несколько работ в свое портфолио.

Личные проекты: профессия архитектора требует творчества и самоотдачи. Покажите, что вы увлечены архитектурой и вне работы. Это могут небольшие наброски вашего личного проекта или же реальный объект, который вы реализовываете сами.

Правило №3

Возможно, мы сейчас вас удивим, но никто не будет читать ваше портфолио. Старайтесь не писать длинных монологов о том, какой вы замечательный. Это должны сказать ваши работы. Выделяйте только самое основное: тип проекта, год, материал, техника, соавторы.

Правило №4

Рисунок от руки это классика

Хорошие рендеры, особенно если сделали их вы, непременно нужно включить в свое портфолио. Но нельзя пренебрегать рисунком от руки, так как показывает ход ваших мыслей. Сохраняйте эскизы ваших работ, чтобы включить их в портфолио, иначе это будет не портфолио архитектора, а 3D-визуализатора.

Правило№5

Соблюдайте последовательность изложения

Представьте, что папка с вашими достижениями, это ваш рассказ о себе. Хороший рассказчик не делает резких скачков во времени, а каждый рассказ имеет свой стиль. Так должно быть и в вашем портфолио. Придерживайтесь одинакового графического стиля и знаков на всех страницах, и вы увидите, что даже несовместимые работы можно собрать в одну историю.

И не бойтесь оставлять пустые места на странице, покажите что вы уверенны в тех работах, что выбрали для портфолио.

Возможно, это и не единственные принципы, но эти 5 прошли тест временем. Они сразу отличают достойного кандидата от посредственности.

И еще, не считайте свое портфолио самым важным документом для человечества. Согласны, лично вы сложили в него немало труда, но приняв вас на работу, ваше портфолио закинут в дальний угол. Не печальтесь, портфолио это всего лишь билет к новым вершинам!

Желаем удачи! И, кстати, архитектурное бюро IK-architects также в поисках архитектора.

Эта статья впервые опубликована под заголовком "Qué es un portafolio de proyectos y cómo se hace?" (Что такое портфолио и как его оформлять) в блоге Enlance Arquitectura, где автор делится рядом советов и шагов к созданию удобного и понятного портфолио для поиска работы. Смысл статьи - понять что такое портфолио и что оно должно содержать. Статья, также, раскрывает подробности нюансов оптимального раскрытия художественного замысла и выполнения архитектурных проектов, заключенных в портфолио.

Портфолио Sofie Overgaard

Активизация своих трудовых ресурсов - большое испытание для молодых архитекторов, особенно, когда конкуренция так высока и Вы должны продемонстрировать и доказать уровень своих профессиональных качеств. Основной способ вступить в сферу спроса и предложения вакансий - всегда иметь портфолио с законченными проектами. Многие наниматели и фирмы будут давать ответы лишь немногим, у кого имеется в наличии достойное резюме.

Что такое портфолио?
Архитектурное портфолио это ознакомительное послание, которое не только показывает опыт, но и является инструментом, который отражает стиль и индивидуальность личности, а также помогает выделить автора на фоне других. Если Вы студент или недавно выпустились и не имеете опыта работы, то Вы можете собрать портфолио из студенческих курсовых работ и отточить все свои креативные способности во время их проектирования. Портфолио может включать работы, выполненные на воркшопах, конкурсах и другие материалы, например, публикации в журналах.

Портфолио Yuwei Zhang

Если до сих пор Вы не делали ничего подобного, то вот несколько правил, которые помогут сориентироваться в том, как собирать портфолио:


  1. Во-первых, собери весь графический материал из ранее выполненных проектов и выбери самые успешные, чтобы организовать контент как можно лучше. Здесь могут быть планы, рисунки, скетчи, перспективы и диаграммы, которые могут показать весь твой скилл и стиль. Помни - не количество, а качество. Суть в том, чтобы выбрать лучшее, а не показать как можно больше.

  2. Когда ты приведешь визуальный контент в порядок, пора задуматься над форматом презентации. В данный момент цифровой формат портфолио - лучший вариант из за возможности в любой момент внести правки или добавить новый проект. Выбери формат, удобный для печати, например, А4.

  3. Придумай шаблон, заранее убедившись, что подложка не спорит с самим контентом. Мы рекомендуем использовать нейтральные цвета для чертежей (фасады, планы, разрезы, аксонометрии, схемы и т.д.) Не обязательно заполнять страницу, помни, что меньше - лучше, стремись к строгости и простоте прежде всего.

  4. Архитектор выражает себя через изображения, поэтому не перегружай портфолио текстом, ведь все должно говорить само за себя. Также, тут главное не коммерческий уровень рендера, а также и ручная подача, которая показывает твой скилл исполнения разрезов, конструктивного видения, пространственных перспектив, реалистичного стиля и профессионализма.

  5. Простой и утонченной обложки будет вполне достаточно. На первых страницах можно вкратце описать свое резюме и основную контактную информацию (телефон, почта). Если хочется, чтобы портфолио выглядело более организованным - также сделай содержание и пронумеруй страницы. Сохрани в PDF и можно отпралять нанимателю ли печатать.

Портфолио Mathias Skafte

Реккомендации:


  • Добиться хорошего качества рисунков можно сканером или профессиональной камерой.

  • Для сборки можно использовать Photoshop, Illustrator, Corel Draw, Adobe In Design и web design на Behance, Issuu и Calmeo. Они придадут вашим работам журнальный вид.

  • Помни, что опрятность - это важно. Проверь все мелкие детали, текст, шрифт, подписи.

  • Сохраняй PDF не более, чем 10Mb, чтобы с легкостью отправить его по почте.

  • Чтобы сделать информацию о себе и портфолио более профессиональным, можно дополнить его сопроводительным письмом.

  • Не стесняйся сравнивать свое портфолио и портфолио коллег, спрашивай друзей и экспертов из мнение.

  • Трата времени на сборку портфолио и подготовку презентации к ее наилучшему воплощению - благое дело.