Роль информационного обеспечения в предпринимательской деятельности. Обеспечение бизнеса Информационное обеспечение предпринимательской

Информация это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.

Следует напомнить, что согласно теории периодизации общества в экономической науке выделяют 7 периодов. Индустриальной эпохой считаются XVIII-XX вв., постиндустриальная - с 80-х годов 20 века. В эту эпоху отмечаются снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации. Следовательно для предпринимателя очень важными являются вопросы связанные с получением информации и ее использованием.

Сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю информации, а также создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, регулируются Федеральным Законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Данным законом определены основные понятия, используемые в информационном обеспечении предпринимательской деятельности:

  • 1. - информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
  • 2. - информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав по использованию информационных ресурсов;
  • 3. - информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
  • 4. - информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий;
  • 5. - информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах, т.е. в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;
  • 6. - конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность тесно связана с такими понятиями как, получение информации, накопление, хранение, обработка и использование информации. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность информации. Полезность и своевременность информации заключается в том, что она создает выгодные условия для принятия правильного и своевременного решения, в последующем получения экономической и другой эффективности. При этом информация обязательно должна быть достоверной, ибо недостоверная информация сводит к нулю и полезность и достоверность. Как правило, сведения представляющие интерес для предпринимателя им перепроверяются. Ценность информации также зависит от ее сохранности, т.е. от возможности утечки информации. Утечка информации приводит ее к обесцениванию.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации не являются коммерческой тайной:

  • · Организационные сведения (устав, лицензии и т.д.);
  • · Финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей);
  • · Сведения о штате предприятия и условиях деятельности;
  • · Сведения о собственности (размер имущества).

Имеют право на ознакомление с перечисленными сведениями:

  • · Правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;
  • · Налоговые службы;
  • · Аудиторские фирмы;
  • · Предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ними в сделку.

Под информацией в бизнесе понимаются сведения, которые могут оказать влияние на производственный процесс предприятия и его положение на рынке товаров.

Невозможна без информационного обеспечения. Прежде чем начинать свою деятельность, предприниматель должен оценить условия производства, возможности получения ресурсов, степень насыщенности рынка, – все это возможно только с помощью получения и обработки необходимой информации.

Всю имеющуюся и поступающую на предприятие информацию можно представить как деловую, релевантную и текущую.

Деловой вид информации представляет собой информацию о внутренней и внешней среде бизнеса. Такая информация необходима для принятия управленческих решений. На разных этапах принятия управленческого решения необходимы различные виды деловой информации. Например, на Ульяновском автозаводе выпускается автомобиль. Для выхода на внешний рынок модель должна иметь название. То, что модель уже готова к массовому производству, но не имеет еще названия – это оперативная информация. Она становится доступной для всех работников завода, с целью привлечь их к нахождению красивого названия. Этот вид информации называется обзорной информацией. На следующем этапе от работников завода поступают предложения, которые рассматриваются соответствующим отделом. Данный вид информации представляет собой итоговую информацию, позволяющую прийти к принятию решения.

Релевантная информация – это такой вид информации, которая собирается для определения конкретной задачи, цели; за определенный период времени или под конкретное лицо. С помощью названного вида информации происходит обоснование цели деятельности, разработка и выход на рынок нового продукта и т. п. Релевантная информация в значительной степени используется в маркетинге.

Под маркетингом предприятия понимается гармоничное сочетание предпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой и других типов деятельности по удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребителей в целях увеличения прибыли, обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия.

– это начальный этап деятельности любого предприятия. Без анализа всей совокупности рыночных отношений невозможно существование предприятия в рыночных условиях.

Текущая информация – это информация о событиях, сопровождающих события, происходящие в бизнесе.

Она может быть бытовой и сигнальной. Под бытовой информацией в бизнесе понимают информацию, носящую частный характер, т. е. предназначенную и важную только для бизнесмена. Сигнальная информация связана с экономическим положением предприятия. Она может иметь как позитивный, так и негативный характер.

В свою очередь деловая и релевантная информация может представлять бизнес-информацию, состоящую из данных об изготовителе, продавце товара, о фирмах-конкурентах, товарах, работах, услугах и т. п.

Бизнес-информация по месту ее прохождения подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация содержит:

Данные внутрифирменной системы информации;
данные информационно-аналитической работы сотрудников;
данные информационно-аналитической работы предпринимателя.

К внутренней информации относятся сведения о , прибыли и убытках; статистике оборотов, заказов, клиентов, об издержках производства; о количестве и качестве выпускаемой продукции; о технологии, оборудовании, о совершенствовании труда и перспективах роста его производительности и т. п.

Внешняя информация включает:

Данные международных информационных систем;
данные национальных информационных систем;
данные средств массовой информации;
данные специализированных структур.

Следовательно, внешняя информация состоит их данных о состоянии международных рынков; о состоянии экономики страны в целом, отдельных регионов и отраслей; о потребителях, поставщиках и конкурентах; о научных открытиях, патентовании и лицензировании в соответствующих отраслях и т. п.

Для принятия качественного управленческого решения информация должна иметь заданные свойства и соответствовать определенным требованиям. Требования к информации в бизнесе можно разделить на два основных направления: по целенаправленности и по качеству. По целенаправленности информация должна быть полезной, достоверной, полной и своевременной. По качеству информация определяется достаточностью, усвоением, точностью и новизной.

Для принятия качественного управленческого решения, помимо требований к самой информации, необходимо выполнение определенных требований и работниками, участвующими в процессе управления предприятием. Основным из них является информационная культура, овладение которой становится все более важным и необходимым условием успешности в бизнесе. Под информационной культурой понимается создание условий на предприятии, при которых каждый специалист в состоянии самостоятельно получить, обработать и оценить информацию, направленную на достижение целей предприятия, сделав ее доступной для персонала.

Оптимальная информационная культура в бизнесе должнасоответствоватьследующим требованиям: организация наиболее рационального обмена информацией; создание необходимых и достаточных условий для сбора, хранения, переработки и передачи информации; обеспечение необходимого объема сведений для специалистов; овладение персоналом основами информационной культуры. Мировая , вступившая в эпоху формирования , характеризуется качественно новым производственным аппаратом, основанным на компьютеризированных орудиях труда и информационных технологиях.

Под информационными технологиями подразумевается использование компьютерной, вычислительной техники и систем средств связи для создания, сбора, хранения, обработки информации во всех сферах общественной жизни.

По мере того как информационные технологии обеспечивают создание информационного общества, возникает мощная индустрия, называемая информационным бизнесом, предназначенная удовлетворять его потребности.

Современные автоматизированные информационные системы, необходимые сегодня для успешного ведения бизнеса, можно разделить на несколько классов.

1. Информационная поддержка бизнеса:

Информационные справочные системы;
экспертные системы;
различные базы данных.

2. Финансово-экономические информационные системы:

И аудит;
банковские автоматизированные информационные системы;
автоматизированные системы фондового рынка.

3. Управленческие автоматизированные информационные системы:

Системы безбумажного документооборота;
управленческие автоматизированные информационные системы;
правовые информационные системы.
Реализация современных компьютерных технологий наиболее полно осуществляется в компьютерных сетях.

Информационный бизнес можно рассматривать с различных точек зрения, охватывающих технические, технологические и экономические аспекты информационного рынка. Информационный бизнес охватывает не только промышленные области производства, но и сферу распространения и рекламы, а также торговлю «электронными образцами».

1.1. Понятие информации и виды информационных отношений.

В рамках предпринимательского (хозяйственного) права мы рассматриваем три вида правоотношений. Во-первых, отношения, которые складываются при осуществлении предпринимательской деятельности; во-вторых, отношения, складывающиеся в процессе регулирования этой деятельности; и, в-третьих, корпоративные (или внутрихозяйственные) отношения.

Все указанные отношения связаны со сбором, обработкой и передачей информации.

Говоря об информационном обеспечении предпринимательской деятельности, следует рассматривать все отношения, в которых участвует хозяйствующий субъект с потребителями, другими хозяйствующими субъектами, государственными органами, а также между структурными подразделениями хозяйствующего субъекта. Попробуем выделить наиболее крупные группы информационных отношений, т.е. отношений по поводу сбора, обработки, использования и передачи информации, возникающих в предпринимательской сфере.

Участниками первой группы информационных отношений являются государственные органы, уполномоченные получать определенную информацию в соответствии с определенным нормативным актом, с одной стороны, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, на которых возлагается обязанность предоставлять эту информацию данному органу, – с другой.

Правовое регулирование указанных отношений носит публично-правовой характер и касается в основном контроля государственных органов за соблюдением правовых требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности.

Так, Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»* (в ред. от 25 мая 1995 г.) предусматривается обязанность коммерческих и некоммерческих организаций (их руководителей), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (их должностных лиц), граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) его законной деятельности.
* ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.
Вторую группу составляют информационные отношения, возникающие между государственными органами в связи с регулированием предпринимательской деятельности. Так, приказом Государственного комитета РФ по статистике и Налоговой службы РФ от 22 августа 1996 г. № ВА-3-09/71 «Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов» предусматривается ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и Государственного реестра налогоплательщиков (ГРН) с применением общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также определяется порядок обмена информацией (в виде копий отчетов) по хозяйствующим субъектам, не представившим бухгалтерский отчет налоговым органам или органам государственной статистики.

В данном нормативном акте устанавливается, что обмен информацией между статистическими и налоговыми органами осуществляется на безвозмездной основе как на бумажных носителях, так и в автоматизированном режиме по согласованной технологии с учетом требований защиты информации.

Регламентация отношений рассмотренных выше групп информационных отношений имеет целью, главным образом, информационное обеспечение государственных органов, регулирующих предпринимательскую деятельность, для наиболее эффективного принятия решений в этой области.

Третью группу объединяют отношения, возникающие по поводу предоставления государственными органами информации, собираемой в силу их компетенции за счет федерального бюджета, хозяйствующим субъектам на основании закрепленной в нормативном акте обязанности этих органов ее предоставить.

Наиболее общим образом Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»* (в п. 4 ст. 12) определяется, что органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.
*СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
Статья 13 данного Закона возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления создание доступных для каждого пользователя информационных ресурсов по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также осуществление в пределах компетенции массового информационного обеспечения пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Порядок пользования информацией из государственных информационных ресурсов, как установлено в данном Законе, определяется владельцем этих ресурсов самостоятельно на основании действующего законодательства, их уставов и положений, а также договоров на информационные услуги. Однако никаких принципиальных положений, которыми должны руководствоваться владельцы информационных ресурсов при определении такого порядка, данный Закон не определяет.

В качестве примера правового регулирования информационных отношений третьей группы можно назвать «Порядок предоставления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный Указом Президента РФ от 27 августа 1996 г. № 1270*. Данный Порядок устанавливает правила предоставления органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 1996 г. № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» ** , информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним всем заинтересованным в ее получении пользователям – гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Информация о регистрации предоставляется на основании письменного запроса, в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя, и выдается за плату. Порядок установления платы за предоставление информации и использования полученных средств определяется Правительством РФ.

По мотивированному запросу правоохранительного, судебного или налогового органа ему предоставляется любая (не только по конкретному объекту недвижимого имущества) информация, находящаяся в распоряжении органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанным органам информация предоставляется бесплатно.

В Положении о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденном постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г. № 834***, определяется, что одной из основных задач Госкомстата России является предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов (граждане как пользователи статистической информации не упоминаются, все ограничивается официальной публикацией).
**СЗ РФ. 1996. N° 10. Ст. 880.

** СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1522.

***СЗ РФ. 1996. № 36. Ст. 4198.
Статистические работы, не входящие в федеральные статистические программы, выполняются органами государственной статистики за счет средств заказчика, в том числе по заказам Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации – за счет средств федерального бюджета, а по заказам органов государственной власти субъектов РФ – за счет средств соответствующего бюджета.

Информационные отношения рассматриваемой группы регулируются не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Например, распоряжение мэра г. Москвы от 16 ноября 1995 г. № 606-рм «О внесении изменений и дополнений в Регламент мэрии Москвы» устанавливает, что владельцем информационных ресурсов, информационных систем мэрии г. Москвы, создаваемых за счет средств государственного бюджета, внебюджетных средств, а также полученных иными установленными законом способами, является мэрия и правительство г. Москвы, которые определяют пользователей (потребителей), а также условия использования и распоряжения информацией, являющейся собственностью мэрии и правительства г. Москвы в соответствии с установленным порядком.

Следует оговориться, что вопрос о возможности применения института собственности к информации довольно спорен, однако в данном контексте нас интересует лишь факт регламентации информационных отношений, возникающих на данном уровне.

Регулирование информационных отношений данной группы направлено прежде всего на обеспечение свободного доступа к информации, необходимой хозяйствующим субъектам для предпринимательской деятельности.

1.2. Правовые формы реализации информационных отношений.

В современный период происходит процесс перехода от распределения информации сверху вниз к ее свободному обороту в качестве товара. Тем самым появляются хозяйствующие субъекты, профессионально осуществляющие деятельность, направленную на создание этого специфического товара. В хозяйственном обороте последний может выступать в качестве информационного продукта или информационной услуги.

Таким образом, появляется совершенно иной тип информационных отношений, возникающих уже в частноправовой сфере. Речь идет об информационных отношениях, в которых, с одной стороны, выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие информационную деятельность в той или иной сфере профессионально (она также является одним из видов предпринимательской деятельности), а с другой – пользователь. К указанным информационным отношениям применяется главным образом договорная форма правового регулирования.

Ни правовая доктрина, ни действующие нормы права не знают таких терминов, как «договор на передачу информации», «договор на передачу информационного продукта» либо «информационный договор».

На практике существует множество различных видов договоров, имеющих содержанием передачу определенной информации в той или иной форме. Во-первых, в качестве объекта такого рода договоров может быть результат творческой деятельности. В этом случае создание и передача данного вида информации регулируются нормами авторского права, которые, защищая форму, в которую такая информация облечена, как бы подразумевают защиту и содержательной части. И тогда используются авторские или авторские (лицензионные) договоры в качестве договорной формы регулирования.

Следующими видами договоров, которые могут использоваться в этой области, являются договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, при условии, что результат такого выполнения – именно информационный продукт или услуга. В качестве примера могут быть названы также договоры на передачу «ноу-хау», под которым обычно понимают информацию технического, организационного и коммерческого характера, т.е. знания, необходимые для процесса производства продукта или оказания услуги и составляющие секрет производства.

Здесь были названы лишь некоторые виды договоров, известные законодательству или юридической практике. На самом деле широкое применение приобрели договоры на информационно-консультационное обслуживание, консалтинга, оказание информационных и маркетинговых услуг, которые имеют предметом сбор и предоставление определенного рода информации. Однако содержание данных договорных отношений не регламентируется законодательством, стороны определяют его самостоятельно исходя из принципа свободы договора и ненарушения общих положений об обязательствах, закрепленных в действующем законодательстве.

Информационные отношения частноправового характера могут вникать не только там, где одним из участников является лицо, осуществляющее информационную деятельность, но и между любыми хозяйствующими субъектами. Например, между Федерацией фондовых бирж России и биржами был подписан Протокол соглашения об информационном обмене, который регламентировал обмен информацией по электронным сетям, с соблюдением единых правил кодировки файлов, и информацией, передаваемой в файлах. Устанавливалось также, что по согласованию сторон материалы, полученные сторонами, могут быть переданы третьим лицам, в том числе для опубликования в средствах массовой информации.

Информационные отношения, возникающие во внутрихозяйственных связях, регулируются нормами, разрабатываемыми органами управления хозяйствующего субъекта, или, иначе, корпоративными. Руководствуясь ст. 139 ГК, хозяйствующий субъект может определять перечень сведений, которые содержат информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Принятием соответствующих корпоративных актов могут быть ограничен свободный доступ к такого рода сведениям, а также установлены меры, принимаемые к охране их конфиденциальности. Примерами такого рода нормативных актов могут быть Положение о конфиденциальной информации, устанавливающее перечень сведений конфиденциального характера, и должностные инструкции, устанавливающие требования к работе с информацией, полученной в процессе выполнения сотрудником служебных обязанностей.

§ 2. Основные направления информационного обеспечения предпринимательской деятельности

2.1. Постановка проблемы.

В современный период все более актуальным становится вопрос о появлении и развитии самостоятельного сектора экономики – информационного, а также создании информационной инфраструктуры рынка и экономики в целом.

Заметим, что в Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном Государственным комитетом СССР по статистике, Государственным плановым комитетом СССР и Государственным комитетом СССР по стандартам 1 января 1976 г. (с изменениями № 1–18, утвержденными в 1977– 1995 гг.), определяется, что к сфере материального производства* наряду с другими отраслями народного хозяйства отнесены информационно-вычислительное обслуживание и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (посреднические услуги; услуги организаций, содействующих в наладке оборудования, в обработке новых технологий, в продаже и приобретении «ноу-хау», патентов и лицензий, а также реклама, аудиторская и маркетинговая деятельность).
* При этом к сфере материального производства, как установлено в данном нормативном акте, относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Таким образом, помимо регулирования возникающих информационных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью (о которых говорилось ранее), назревает необходимость правового вмешательства в развитие информационной среды рынка, где прежде всего и возникают эти информационные отношения, в целях обеспечения равного доступа к необходимой информации, свободы осуществления предпринимательской деятельности, а также поддержания конкуренции и ограничения монопольного владения определенной информацией отдельными хозяйствующими субъектами и государственными органами.

В целях развития и поддержания нормального функционирования информационной инфраструктуры экономики в целом, а также ее информационного сектора федеральное регулирование строится на следующих основных принципиальных положениях.

2.2. Создание информационной инфрастуктуры.

В этом плане государство направляет усилия на наиболее полное удовлетворение информационных потребностей хозяйствующих субъектов. В этих целях всячески содействует созданию систем информационного обеспечения предпринимательства, объединяющих в себе информационные центры, базы и банки данных с использованием унифицированных программных и технических средств и развитых сетей передачи данных, выделяя в первую очередь наиболее неразвитые в этом отношении сферы предпринимательства.

Главным образом, эту цель преследуют постановления Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации»* и от 29 декабря 1994 г. № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса»**.

В связи с информационной поддержкой малого бизнеса может быть назван Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»***, ст. 16 которого нацеливает (но не обязывает) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывать и осуществлять меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

* СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3364.

** СЗ РФ. 1995. №2. Ст. 143.

*** СЗ РФ. 1995. №25. Ст. 2343.
Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1992 г. № 908 «О мерах по организации информационного обеспечения российских и иностранных инвесторов о приватизации государственных предприятий» * в целях обеспечения регулярного информирования российских и иностранных инвесторов о возможностях их участия в приватизации государственных предприятий обязывает Министерство имущественных отношений Российской Федерации организовывать и координировать работы органов государственного управления Российской Федерации с иностранными инвесторами в ходе приватизации государственных предприятий, включая сбор и обработку информации, а также развитие системы информационного обеспечения потенциальных инвесторов. В связи с этим учреждается Государственный информационный центр содействия инвестициям.
* САПП РФ. 1992. № 22. Ст. 1914.

2.3. Информационная прозрачность и доступ к информации.

Государством первоначально определяются лишь некоторые сферы рыночных отношений, где закрепление механизма обеспечения доступа к информации является одним из условий равного и свободного взаимодействия участников этих отношений.

Особое внимание в настоящее время уделяется информационному обеспечению рынка ценных бумаг. До принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ** , в котором разд. IV полностью посвящен информационному обеспечению рынка ценных бумаг, этому вопросу также уделялось некоторое внимание. Так, письмо Минфина России от 12 ноября 1992 г. № 05-01-06 «О предоставлении информации фондовыми биржами и фондовыми отделами бирж» *** устанавливало обязанность фондовых бирж и фондовых отделов бирж ежемесячно представлять в Министерство финансов РФ сведения об итогах биржевой деятельности на рынке ценных бумаг и о допуске ценных бумаг и котировке на фондовой бирже. Указ Президента РФ от 3 июля 1995 г. № 662 « О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации» (в ред. от 16 августа 1995 г. и от 4 января 1996 г.) * определил необходимость формирования единых стандартов осуществления и регистрации операций на финансовом рынке Российской Федерации, в том числе на рынке ценных бумаг, обеспечивающих конфиденциальность коммерческих сделок, независимость их участников, защиту информации, учет и защиту прав собственников, а также государственный и общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации. Инструктивное письмо Центрального банка РФ от 4 августа 1995 г. № 183 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке раскрытия информации о банках и других кредитных организациях – эмитентах ценных бумаг в Российской Федерации» закрепило обязанность коммерческих банков и других кредитных организаций, публично размещающих эмитируемые ими ценные бумаги, раскрывать информацию, содержащуюся в регистрационных документах.
* СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2639.

** СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

*** ВГ. 1992. № 47.
Начало целенаправленной политики государства по повышению уровня информационной прозрачности рынка ценных бумаг положил Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», который установил общие положения, касающиеся порядка и процедуры раскрытия информации, использования служебной информации, требований к рекламе на рынке ценных бумаг.

Вслед за Законом Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008*, наметила пути дальнейшего развития информационной открытости рынка ценных бумаг, предложив программу мер, направленных на повышение стандартов раскрытия информации и информационной прозрачности рынка ценных бумаг, или иначе – Государственную информационную инициативу.
* СЗ РФ. 1996. № 28. Ст, 3356.

§ 3. Правовой режим информации

3.1. Конфиденциальность информации.

Направлением правового регулирования информационного обеспечения предпринимательской деятельности является закрепление определенного режима для некоторых видов информации.

Общие положения, касающиеся установления различных категорий доступа к информации, а соответственно и видов информации, закрепляются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Статья 9 Закона определяет, что информационные ресурсы могут относиться к общероссийскому национальному достоянию, правовой режим которых устанавливается федеральным законом. В ст. 10 закрепляется, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная Законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

На сегодняшний день существуют два нормативных акта, определяющих перечень сведений конфиденциального характера. Речь идет об Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»* и постановлении Правления Пенсионного фонда РФ от 30 августа 1996 г. № 123 «Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию», который касается определенных в данном нормативном акте сведений о плательщиках страховых взносов (персональных данных), а также сведений, раскрывающих систему, средства и методы защиты информации на средствах вычислительной техники Пенсионного фонда от несанкционированного доступа, а также значения действующих кодов и паролей.

Статья 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», а также п. 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, относят к конфиденциальной информации персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
*СЗРФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
Названный Федеральный закон определяет, что юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных, подлежит обязательному лицензированию.

Особого внимания заслуживает вопрос о порядке сбора, хранения и использования персональных данных, которые обрабатываются в информационных системах органов государственной власти в соответствии с их полномочиями. В частности, на налоговые органы возлагается обязанность обеспечения сохранности и конфиденциальности сведений налогоплательщиков. Действующее законодательство разрешает передачу конфиденциальной информации о налогоплательщиках из числа юридических и физических лиц без их согласия только в правоохранительные органы и в строго установленном порядке (ст. 109 УПК).

Отдельным государственным организациям и ведомствам в пределах, предусмотренных соглашениями с ними и с учетом требований по сохранению коммерческой тайны, налоговые органы России вправе предоставлять такого рода информацию. Так, порядок предоставления Пенсионному фонду РФ сведений о доходах предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, определен совместным письмом Пенсионного фонда РФ и Госналогслужбы России от 3–4 июня 1993 г. № JI4-16/ 2116-ИН, ВЗ-6-03/196. Передача баз данных налоговых органов сторонним организациям не допускается.

Заметим, что при установлении режима конфиденциальности для информации о лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность, не делается различий для лиц физических и юридических. Исходя же из смысла норм Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, охраняются в качестве конфиденциальной информации лишь персональные данные (в том понимании, как это было определено выше).

Подтверждением тому служит приказ ГТК России от 28 апреля 1994 г. № 180, который определяет, что конфиденциальной считается информация, содержащаяся в грузовых таможенных декларациях о конкретных сделках в привязке к участникам внешнеэкономических связей.

В соответствии с порядком, установленным законодательством, в качестве конфиденциальных могут быть заявлены также другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли. Статья 16 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что информация, предоставленная таможенным органам РФ государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, может использоваться исключительно в таможенных целях.

Информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация (не являющаяся общедоступной и могущая нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица) не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов РФ в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

3.2. Служебная тайна.

Следующим видом конфиденциальной информации является служебная тайна, которая в ст. 139 ГК РФ определяется так же, как и коммерческая тайна, что вряд ли обоснованно. В соответствии с данной статьей информация будет составлять служебную или коммерческую тайну, когда соблюдаются следующие условия: информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, она не известна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Из этого определения следует, что служебная тайна должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, которую как раз в большинстве случаев служебные сведения не содержат. При определении служебной тайны перечисленные в ГК признаки могут быть использованы лишь в качестве основы, учитывая специфику, которая характерна для служебных сведений конфиденциального характера. Главным здесь является то, что перечень этих сведений, а также возложение на служащих (должностных лиц) обязанности охраны их конфиденциальности устанавливаются законодательством, а не обладателем информации (как это предусматривается относительно коммерческой тайны).

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» под служебной информацией для целей настоящего Федерального закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. При этом закрепляется, что лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам.

3.3. Банковская тайна.

Разновидностью служебной тайны можно считать банковскую тайну. Определяя содержание банковской тайны, а точнее круг сведений, которые будут ее составлять, отметим, что ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» дает более широкое по сравнению со ст. 857 ГК РФ понятие банковской тайны*.
* См. подробнее: Олейник ОМ. Основы банковского права. М., 1997.
ГК РФ называет три вида сведений, составляющих банковскую тайну:

А) сведения о банковском счете и банковском вкладе;

Б) сведения об операциях по счету;

В) сведения о клиенте.

В ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» определяется, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

3.4. Коммерческая тайна.

В соответствии с п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, к числу сведений конфиденциального характера относится коммерческая тайна, понятие которой раскрывалось выше. Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 был установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну *.
* СП РСФСР. 1992. № 1–2. Ст. 7.
В российском законодательстве пока не существует отдельного законодательного акта, защищающего коммерческую тайну, а в некоторых случаях такая информация нуждается в правовой защите.

Помимо ГК РФ, некоторые нормативные акты уже содержат нормы, запрещающие разглашение конфиденциальных сведений в связи с угрозой нанесения ущерба заинтересованным лицам. Так, согласно ст. 14 Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»** информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом исключительно в целях осуществления своей деятельности и не передаваться третьим лицам ***. Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливается, что в случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного органа (территориального органа) сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ст. 15).
** ВВС РФ. 1993. №23. Ст. 821.

*** См.: Финансовые известия. 1993. № 54. С. 8.
Несомненно, требуется принятие отдельного законодательного акта, устанавливающего режим конфиденциальности этой информации. Тогда коммерческая тайна сможет в полной мере пользоваться судебной защитой при условии соблюдения требований этого закона.

В первую очередь должны будут учитываться следующие требования:

Предмет секрета не должен быть общеизвестным фактом;

На получение или создание этого секрета хозяйствующим субъектом должны быть израсходованы собственные средства (что подтверждается финансовой документацией);

Работники должны быть своевременно предупреждены о наличии секрета и порядке обращения с ним;

Хозяйствующий субъект должен принимать реальные меры по защите секрета.

Меры, о которых говорится в последнем из условий, должны касаться: во-первых, установления перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия; во-вторых, определения источников таких сведений; в-третьих, определения каналов и способов утечки сведений, составляющих коммерческую тайну*.
*См.: Отнюкова Г.Д.
Таким образом, правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности на сегодняшний день направлено, главным образом на формирование информационной инфраструктуры рынка, обеспечение его информационной прозрачности, а также гарантирование ограниченного доступа к определенным видам информации, признанных в качестве таковых в соответствии с действующим законодательством.

§ 4. Договоры об информационно-консультационных услугах

4.1. Консалтинг и маркетинг.

В связи с переходом к рыночной экономике резко возросла потребность в получении информационно-консультационных услуг. Предприятие нуждается в информации о потенциальных продавцах и покупателях, их надежности и платежеспособности, сведениях о конъюнктуре рынка, в юридической помощи при составлении или изменении документации, необходимой при регистрации предприятия, его реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, в консультациях по составлению финансовой отчетности и других подобного рода услугах. Указанные услуги могут быть предметом самостоятельных договоров, но могут входить в содержание, например, договоров о посреднических услугах и др.

Соответственно, стороной по договору может быть фирма, специализирующаяся на консалтинге как основном виде деятельности, либо посредническая организация (фирма, контора), для которой консалтинг – один из видов деятельности, даже не являющейся основной.

Консалтинг – деятельность по консультированию клиентов по экономическим и правовым вопросам. Помимо консультаций фирма может осуществлять маркетинговые услуги. Маркетинг – комплекс действий по изучению рынка: спроса на продукцию клиента, текущего и прогнозируемого на перспективу, предложения соответствующих товаров. Изучаются сведения о конкурентах, ценах, качестве товаров и их последующем сервисном обслуживании.

Цель договора маркетинга – выдача клиенту рекомендаций, учет которых позволит ему производить пользующуюся устойчивым спросом продукцию, вносить изменения в ассортимент, улучшать качество изделий, снимать с производства не пользующуюся спросом продукцию. Благодаря маркетингу предприятия имеют возможность производить продукцию, обеспечивая необходимый уровень прибыли для развития предприятия.

По сути и назначению данные услуги предполагают наличие долгосрочного взаимодействия клиента и исполнителя. Поэтому договоры о маркетинговых услугах заключаются, как правило, на срок свыше года. Сроки предоставления исполнителем клиенту информации устанавливаются в договоре с учетом необходимости реагирования на изменение конъюнктуры товарного рынка.

Оперативная текущая информация исполнителя позволяет корректировать эти программы производства и реализации соответствующих товаров. По форме поступающая от исполнителя информация может быть в виде отчета с необходимыми расчетами, приложениями. Возможна передача информации по каналам связи с использованием ЭВМ.

Производство. Приводятся сведения о конкурентах, динамике производства, данные о товарах.

Спрос и потребление. Приводятся сведения о степени удовлетворения спроса, направлении расширения рынка, данные о структуре потребления, динамике торговли.

Цены. Предоставляются сведения об изменении цен (индекс цен), ценах на сырье, делаются расчеты выгодности (прибыльности) производства.

Размер оплаты услуг исполнителя может быть поставлен в зависимость от экономической эффективности рекомендаций.

Но чаще всего оплата производится за фактически оказанные услуги, своевременно предоставленную информацию.

Маркетинг – действенный инструмент регулирования экономики в условиях нормального рынка, конкуренции производителей. В настоящее время при монополизме производителей, дефиците продукции и товаров нет объективных условий для широкого распространения маркетинговых услуг, оказываемых исполнителями по договорам. Многие предприятия пока ограничиваются тем, что создают на базе отделов снабжения и сбыта отделы (подразделения) по маркетингу, не заключая специальных хозяйственных договоров о данных услугах.

Правовой формой консалтинга по юридическим вопросам на практике является договор клиента с юридической фирмой о правовом обслуживании. Договор заключается обычно сроком на год. Но могут быть и разовые обращения клиента в юридическую фирму по какому-либо конкретному вопросу. Услуга в таком случае может составить содержание договора, заключаемого на совершение однократного действия (помощь в составлении документа, представительство в суде и др.). Договор на юридическое обслуживание кроме консультации может предусматривать обязанности юридической фирмы осуществлять по поручению клиента представительство в суде, арбитражном, третейском суде, давать заключение о законности локальных актов предприятия, заключаемых договоров, помогать в составлении договоров, претензий, исковых заявлений.

Оплата производится либо путем перечисления периодических платежей безотносительно к объему услуг, либо за соответствующие услуги в пределах срока действия договора, но чаще всего указанные способы оплаты сочетаются. Например, помимо оплаты за прикрепление к фирме фирма получает определенный процент по каждому выигранному в судебном процессе делу (хозяйственному спору). Разумеется, если предприятие имеет в штате юрисконсульта, нет необходимости прибегать к услугам юридической фирмы.

Предприятия – исполнители услуг могут быть многопрофильными. Например, сочетать юридические услуги и аудит, юридическое обслуживание и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности предприятия-клиента. Это позволяет им выжить в условиях рынка, если спрос на отдельные услуги снижается.

Получение одним предприятием информации о другом предприятии с целью снижения коммерческого риска от возможного с ним сотрудничества по хозяйственному договору сопряжено с известными трудностями (из-за отсутствия необходимых справочников, территориальной удаленности, из-за скудости сведений при официальной публикации об итогах финансово-хозяйственной деятельности или из-за отсутствия такой публикации вообще и пр.).

Существуют организации, специализирующиеся на сборе, обработке, предоставлении интересующей клиентов информации о потенциальных контрагентах. На основе договора о предоставлении такой информации клиент имеет возможность получить сведения о финансовом положении и деловой репутации того или иного производителя, составе учредителей, сведения о банках, обслуживающих предприятие, и другую информацию.

4.2. Инжиниринг.

Разновидностью консалтинга в производственной сфере является инжиниринг. Фирма по договору может оказывать инженерно-консультационные услуги предприятию-клиенту, связанные с подготовкой и техническим обеспечением производства продукции. Фирма может, например, давать рекомендации об использовании сложного оборудования, оказывать помощь в адаптации программных продуктов к условиям производства клиента, осуществить декомпилирование программы для ЭВМ, обеспечивать монтаж и демонтаж оборудования, оказывать иные услуги.

Разнообразны услуги, оказываемые с помощью и на основе использования информационных систем – путем передачи информации по каналам связи с использованием соответствующего банка данных ЭВМ. Деятельности по обмену информацией между организациями предшествуют установка ЭВМ, обеспечение пользователя необходимыми инструкциями, консультациями со стороны организации – владельца информационных ресурсов (систематизированной информации в банке данных ЭВМ).

На основе договоров об оказании информационно-вычислительных услуг осуществляется, например, автоматизированная обработка информации кредитных организаций, оказываемых подразделениями информатизации Банка России (операционный день кредитной организации, ведение ее баланса), передаются электронные.копии выписок по счетам кредитных организаций*.
* См. письмо ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. «О взимании платы за услуги банка России» // РГ. 1997. 9 авг.
Возможно автоматизированное ведение бухгалтерского учета: при этом заказчик предоставляет по установленным формам исходную информацию и получает итоговую информацию по форме, согласованной с исполнителем. Деятельность по ведению реестра владельца ценных бумаг может фиксироваться как на бумажных носителях, так и с использованием электронной базы данных (ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг»).

Отношения носят долгосрочный характер: обмен информацией осуществляется в режиме и по регламенту, определенным соглашением сторон с учетом их технических возможностей.

Заказчик по данному договору либо предоставляет исходную информацию и, в свою очередь, получает результаты обработки его информации, либо получает интересующую его уже готовую информацию, накопленную владельцем информационных ресурсов. В последнем случае процесс сбора, обработки информации содержанием договора с заказчиком не охватывается. Помимо собственно информационных услуг возможно оказание услуг по сопровождению программных средств (консультации, обучение персонала по пользованию программой для ЭВМ). Такие услуги оказывает организация, на законной основе поставляющая программные средства (базы данных программы для ЭВМ) пользователям.

Поскольку закон пока не дает легальных понятий « информационные услуги», «маркетинг», «посредническая деятельность», на практике такие договоры называются договорами о взаимном сотрудничестве, о совместной деятельности. В таких случаях юридическую природу договора, его тип необходимо определять, анализируя содержание договора, действительные взаимоотношения сторон.

Встречаются смешанные договоры, по которым стороны оказывают друг другу информационно-консультационные услуги, услуги по подбору друг другу в качестве партнеров третьих лиц (продавцов, покупателей), и в то же время стороны объединяют усилия для реализации совместных программ (строительство, сбор и переработка вторичного сырья с последующим распределением прибыли между сторонами и др.).

Во многих договорах такого рода предусматриваются обязательства по рекламированию продукции клиента, а также взаимной рекламе. Заключая договоры о сотрудничестве, стороны тем самым подчеркивают доверительный характер отношений между ними, не включают в договор меры имущественной ответственности строят отношения между собой на взаимовыгодном сотрудничестве.

Беляев В. Торговля ценными бумагами в сети Интернет // Рынок ценных бумаг. 1999. № 10, 11, 13, 15, 19.

Викулин А.Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования // Государство и право. 1998. № 7.

Власова О. Законодательство Великобритании: охрана коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации // Хозяйство и право. 1998. № 8.

Гаврилов Э.П. Права на интеллектуальную собственность в новом Гражданском кодексе Российской Федерации // Государство и право. 1995. № 11.

Дозорцев ВА. Законодательство о научно-техническом прогрессе. М., 1978.

Дозорцев В А. Информация как объект исключительного права // Дело и право. 1996 №4

Закупенъ Т.В. Правовое регулирование создания единого информационного пространства стран – участниц Содружества Независимых Государств // Государство и право. 1997. № 6.

ЗалесскаяМ.В. Недобросовестная конкуренция: некоторые проблемы неправомерного получения, использования и разглашения конфиденциальной информации // Законодательство и экономика. 1999. № 5.

Информация // Закон. 1999. № 10.

Карчевский С. Банковская тайна: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2000. № 4.

Копылов ВА. Информационное право: Учебное пособие. М., 1997.

Лобанов Г. Маркетинговые услуги и себестоимость // Хозяйство и право. 1996. №11.

Медведев А. Компьютерная программа: вещь или нематериальный актив // Хозяйство и право. 1997. № 11.

Олейник ОМ. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право. 1997. № 6, 7.

Отнюкова Г Д. Коммерческая тайна // Закон. 1998. № 2.

Потерякин Д. Передача информации, содержащейся в базе данных // Хозяйство и право. 1996. № 6.

Симкин Л.С. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для ЭВМ // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 8.

Скобликов П. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования // Российская юстиция. 1997. № 11.

Соловяненко Н.И. Совершение сделок путем электронного обмена данными // Хозяйство и право. 1997. № 7.

Северин В А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность//Законодательство. 2000. № 1. С. 32–39.

Ткачук И.Б. Коммерческая тайна: Организация защиты, расследование посягательств. М., 1999.

Шаров В. «Ноу-хау» – объект интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 1998. № 7.

Шамаев А. Правовые аспекты деятельности коммуникационных систем (на примере SWIFT) // Хозяйство и право. 1997. № 2.

Обеспечение бизнеса – комплекс мер и мероприятий, направленных на оптимизацию предпринимательской деятельности, налаживание взаимосвязей внутри и снаружи компании с целью достижения максимальной эффективности работы предприятия, повышения уровня заработка, оптимизации торговых и внешнеэкономических процессов. Обеспечение бизнеса затрагивает множество основных сфер и направлений дятельности – информационную, правовую, финансовую, сферу безопасности и программного обеспечения.

Информационное обеспечение бизнеса

На современном этапе одной из наиболее важных является информационная составляющая бизнеса. От нее напрямую зависит развитие предприятия, эффективность производственного процесса, позиции товаров на рынке и так далее. без информационного обеспечения обеспечен на провал, ведь именно с помощью своевременно поступивших данных можно оценить , его насыщенность, возможность получения ресурсов, условия производства и так далее.

Всю информацию, которая поступает в , можно условно разделить на три категории .

Основной задачей информационного обеспечения (сервиса), является предоставление покупателю (пользователю) интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. При этом данные определяются как события, записи или инструкции, представленные в любой форме, выражающие любую информацию и поддающиеся компьютерной обработке.

Совокупность данных, сформулированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет собой информационный продукт, или продукт информационной деятельности. Таким образом, информационный продукт отражает информационную модель производителя, в которой воплощены, в первую очередь, его собственные представления о некоторой области запросов покупателя. Однако ценность информационного продукта для покупателей (пользователей), а, следовательно, и коммерческий успех производителя (пользователя) зависят от того, насколько он сможет удовлетворить потребности покупателей.

Несовпадения информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользователю нужны данные в другом объеме и другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. Устранение этого несовпадения реализуется посредством информационной услуги.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле под информационными услугами понимаются услуги, получаемые с помощью вычислительной техники на основе новых информационных технологий.

Новые информационные технологии - технологии компьютерной обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств. Новые информационные технологии, в отличие от традиционных, предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не только ознакомиться с содержанием компьютерной информации, но и получить информацию (документ) в объеме и формате, которые адекватны именно его потребностям.

Новые информационные технологии ориентированы на автоматизированные банки данных (АБД) - системы специальным образом организованных данных, программных, технических, языковых и организационно - методических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования этих данных.

Основными особенностями данной технологии являются:

предоставление пользователю только информационных услуг, а не информационных продуктов, в результате чего он получает (а часто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;

высокая скорость получения информации;

относительно развитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получать информацию, но и, при необходимости, осуществлять ее графическую, научную и экономическую обработку.

Основными отличиями информационного ресурса общества от других видов национальных ресурсов состоит, в следующем:

во-первых, информатизация экономики, непосредственно влияя на рост социально-экономических показателей и повышение эффективности общественного производства, в качестве основного ресурса имеет информацию, которая не всегда может быть представлена в материально-вещественной форме, как другие традиционные виды ресурсов. Это касается, прежде всего, различных видов незапатентованной информации, "ноу-хау", знаний, которые не опубликованы и передаются в процессе повышения квалификации специалистов, их подготовки и переподготовки;

во-вторых, информационный ресурс, отвечающий современным требованиям развития общественного производства и организованный в соответствии с последними достижениями науки и техники, способствует формированию прогрессивной структуры экономики, развитию межотраслевых и территориальных связей между производителями, сбытовыми организациями и потребителями, упрощая эти взаимосвязи, оптимизируя их, что в конечном счете позволяет приблизить структуру национальной экономики к современным общемировым стандартам;

в-третьих, информационный ресурс представляет собой базу для интеллектуального развития трудовых ресурсов общественного производства, для качественного их совершенствования, формируя при этом новое, более грамотное поколение людей с высоким образовательным и культурным уровнем развития.

Постепенно информационный ресурс включается в сферу товарно-денежных отношений, что является одной из наиболее характерных черт современного информационного комплекса экономики. При этом формы присвоения информации сочетаются со способами ее отчуждения от первоначального обладателя. Информация становится доступной все большему количеству субъектов общественно-экономической системы, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В целом, общедоступность информационного ресурса следует расценивать как положительный результат общественного развития. Однако отдельные виды информации, по-прежнему, должны защищаться государством и носить строго конфиденциальный характер. Основой "информационного общества" является информационный бизнес. Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности совместно с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т.д., а с другой стороны, является самостоятельной сферой бизнеса.

Информатизация и предпринимательство взаимосвязаны, взаимосвязь происходит, через бизнес-коммуникации (биржи, банки, компьютерные сети, рекламу и т.д.), которые объединяют отдельные локальные предпринимательские структуры между собой и мировым бизнесом.

Бизнес-коммуникации, или связи в бизнесе играют важнейшую роль в развитии предпринимательства.

Бизнес-коммуникации - это взаимодействие субъектов системы информатизации в процессе решения задач предпринимательства. Под взаимодействием понимается общение на основе информации.

Данное определение более точно отражает процесс, происходящий в условиях перехода к рыночным отношениям предпринимательских структур по сравнению с другими определениями, которые характеризуют сущность коммуникаций как процесс передачи информации.

Коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией и ее смысловым значением между двумя и более людьми.

В концепции информатизации предпринимательства важная роль отводится системному подходу в определении цели и функций предприятия.

Рассмотрим предприятие как систему обработки информации, которая производит два вида продукции: информация (данные, документы и т.д.) и решения (оперативные и стратегические).

Производственный процесс данной фирмы может включать перекомпоновку информации, объединение данной информации с другой, накопление информации. К фирмам, основным видам продукции которых является информация, можно отнести финансово-бухгалтерские подразделения, издательства, рекламные конторы и т.п. Однако следует отметить, что глобальная информатизация бизнеса так или иначе модифицирует все фирмы и подразделения в информационные системы. Инженерные подразделения, конструкторские бюро, отделы кадров, отделы снабжения вырабатывают как информацию, так и решения.

В основу классификации задач можно, например, положить степень их сложности.

Наиболее простые задачи образуют класс полностью формализованных (или хорошо структурированных) процедур.

К таким задачам относятся: учет и контроль, оформление документов, их тиражирование и рассылка и т.п. Следует отметить, что подобного рода задачи в настоящее время решаются и автоматизированными информационными системами ("Бухгалтерский учет", "Подготовка производства", "Складской учет", "Кадровая система" и т.п.).

Второй класс задач составляют слабо структурированные задачи, содержащие неизвестные или количественно не оцениваемые параметры. Для этих задач характерно отсутствие методов решения на основе непосредственных преобразований данных. В ряде случаев на основе теории нечетких множеств и приложений этой теории удается построить формальные схемы решений.

Третий класс задач содержит неформализуемые процедуры, базирующиеся на неструктурированной информации, которая определяется высокой степенью неопределенности. К таким задачам относится большинство проблем прогнозирования, стратегического планирования и т.п.

Анализ распределения времени решения задач показывает большой объем информационной составляющей в деятельности бизнесмена. В этой ситуации применение новых информационных технологий (текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных, компьютерных сетей, экспертных систем, мультимедиа, АРМ, электронных офисов и т.д.), позволяющих повысить эффективность работы, не вызывает сомнений.

Следует при этом отметить, что для формирования информационного комплекса необходимы соответствующие условия и предпосылки. Прежде всего, это касается экономических и материально-технических предпосылок, отсутствие которых не позволяет финансово - неустойчивым предприятиям в полной мере и на должном уровне использовать все преимущества информационного продукта и услуг.

Другой немаловажной предпосылкой развития информационного комплекса является, обеспеченность высококвалифицированными трудовыми ресурсами для создания информационного продукта.

Немаловажную роль при создании условий развития информационного комплекса играет наличие адекватной законодательной основы. Как свидетельствует мировой опыт, информационное общество обязательно должно быть правовым обществом.

Следует отметить тот факт, что отечественная законодательная база в сфере "информационного права" требует значительного совершенствования. В настоящее время пакет правовых документов, регламентирующих проблемы интеллектуальной собственности, включает в себя законодательные акты по промышленной собственности на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, а также по авторскому праву на литературные, музыкальные и художественные произведения. Особенно слабо проработанной остается правовая основа защиты прав интеллектуальной собственности, и в частности, в сфере информационных продуктов и услуг. Несмотря на то, что отечественное информационное право постепенно совершенствуется и углубляется, сфера его регулирования распространяется в основном на программы, используемые в электронных системах.

Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:

предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель);

правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);

специально оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

Предпринимательская информация, циркулирующая в рыночно-конкурентной сфере деятельности, подразделяется на техническую, организационную, коммерческую, финансовую, рекламную, о спросе -предложении, конкурентах, криминальной обстановке и др. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо уточнить следующие вопросы:

какие сведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним;

какие сведения невыгодно скрывать;

какие сведения подлежат охране.

Ответ на первый вопрос дало российское правительство в своем постановлении "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". К ним относятся:

организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);

сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий).

Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, прежде всего, рекламной информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции. Практически реклама широко начинает входить в нашу жизнь.

К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя и на них не распространяется законный доступ третьих лиц.

При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями (свойствами), как полезность, своевременность и достоверность поступивших сведений.

Для предпринимателя также важны специализированные информационные службы, позволяющие решить конкретную задачу в целом. Их отсутствие сегодня - основной изъян информационного обеспечения предпринимательской среды в России. Например, для большинства российских предпринимателей актуальна задача поиска надежного партнера. Технология анализа экономической информации включает:

проверку адресных данных и личности партнера, предложившего сделку;

установление возраста компании и показателей объема производства (для российского рынка анализ этой информации затруднено по объективным причинам);

проверку информации об участии фирмы в конфликтах, судебных процессах, а также о штрафах, закладных и прочих долговых обязательствах. На Западе такая информация, как правило, является открытой и может быть получена из общедоступных источников;

изучение кредитной истории фирмы, исполнения платежей.

Подобной методикой пользуются практически все компании, специализирующиеся на предоставлении кредитной информации, в том числе старейшая и крупнейшая информационная корпорация в мире Dun & Bradstreet. Ее технология сбора, обработки и подачи информации является фирменным ноу-хау и рекомендована ООН как международный стандарт. Помимо вышеуказанных сведений бизнес-справка фирмы включает в себя специально разработанный рейтинговый коэффициент, индекс платежеспособности, общую оценку состояния компании, на которую пришел запрос, а также сумму максимально рекомендованного кредита, который можно предоставить ей без большого риска. Реальная потребность в достоверной информации о финансовом и материальном положении западных партнеров определила спрос на эти услуги и появление специализированных как зарубежных, так и отечественных фирм.

Например, совместное предприятие РУСС-ИГ оказывает следующий перечень услуг: предоставление коммерческой справки о фирме; подбор экономических партнеров в западных странах по видам деятельности; юридические и экономические консультации по западным странам; размещение рекламы в странах Общего рынка; открытие счетов в западных банках и оказание помощи при регистрации фирмы на Западе; проведение экономического анализа по различным запросам заказчика; получение дебиторской задолженности с западных фирм-должников.

Стоимость услуги по предоставлению коммерческой справки о фирме в зависимости от региона (страны ближнего зарубежья, Западная Европа, США, Канада, Азия) и срока исполнения колеблется от 40 до 720 долл. США.

В настоящее время узнать о зарубежном партнере значительно проще, чем получить даже общие сведения о российском предприятии.

Среди фирм-производителей и распространителей справочно-ана-литической информации о предприятиях можно отметить Dun & Bradstreet (проверка и поиск партнеров, маркетинговые услуги), Evro info (проверка и подбор партнеров по базам данных Европейского информационного центра), АДИ (базы данных по коммерческим предложениям, отраслям промышленности и регионам), МБИТ (абонементное информационное обслуживание, широкий спектр баз данных в области бизнеса и коммерции).

В соответствии с Федеральной программой разрабатывается система информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства (СИОМП).

СИОМП строится на базе существующих общедоступных сетей. Сеть обеспечивает взаимодействие центров и абонентов и решение следующих задач: доступ предпринимателей к информации, необходимой предприятиям малого и среднего бизнеса (законодательной, коммерческой, информации по отечественным и зарубежным фирмам и т.д.); выход на российские и международные телекоммуникационные сети (для работы в режимах доступа к удаленным базам данных, телеконференциям, электронной почте).

Виртуальная сеть позволяет регламентировать использование ресурсов и проводить соответствующие финансовые расчеты. В перспективе связь центров может быть развернута на базе сети Internet.

Основной формой обобществления информационного ресурса является рынок, когда информационный продукт, как и любой другой товар, обладающий потребительной стоимостью и стоимостью, находит свое общественное признание на основе соотношения спроса и предложения. При этом на информационный продукт и услуги распространяются законы рыночной конкуренции, которые формируют структуру информационного комплекса, влияют на ценообразование, определяют основные тенденции в совершенствовании информационной техники и технологии.

В сфере рыночных отношений реализуется взаимосвязь между присвоением и отчуждением информационного ресурса, информационного продукта и услуг. Товарные отношение при этом опосредуются денежной формой, при этом на информационный продукт распространяются все законы рыночной экономики. Информация является товаром и, следовательно, формируется рынок информационных продуктов, услуг и технологий. Практически все ученые, анализирующие эту проблему, единодушно утверждают, что информационный рынок представляет собой самостоятельный сектор национального рынка товаров и услуг. Однако особенности этого специфического сектора рынка все анализируют по-разному.

Общеэкономическая трактовка информационного комплекса как объекта рыночных отношений должна содержать две стороны. С одной стороны информационный комплекс следует рассматривать как процесс производства информационных продуктов, услуг и технологий, как информационную индустрию. Здесь правомерны различные термины: информационная отрасль, информационный сектор экономики, индустрия обработки и передачи информации, информационный бизнес и другие.

С другой стороны, как свидетельствует международный опыт, экономические отношения по поводу производства и обмена информацией на международном уровне выделяются в отдельные сектора: сектор информационных продуктов, сектор информационных услуг и сектор информационных технологий. Они тесно взаимосвязаны между собой, и каждый из них имеет свои специфические характеристики.

В основе формирования отрасли информационных услуг, как любого другого сектора экономики лежат процессы разделения труда, специализации и кооперирования, оптимальное сочетание которых позволяет создавать рациональную экономическую структуру. Информационный комплекс следует рассматривать как единую систему взаимосвязанных элементов, эффективное взаимодействие которых позволяет удовлетворять потребности общества в информационных услугах. Основным продуктом информационного рынка является информация самого различного назначения.

Весь комплекс информации, следует разделить на четыре категории:

деловая информация, включающая биржевую, финансовую, экономическую, статистическую, коммерческую информацию, а также деловые новости;

научно-профессиональная информация, в частности, научно-техническая, юридическая, медицинская и т.д.;

потребительская (массовая) информация, например, развлекательная информация, реклама, прогноз погоды, справочные данные и др.;

социально-политическая информация, которая обслуживает органы государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и специальной информацией.

Наибольшую долю на этом рынке занимает научно-техническая информация (НТИ), состав потребителей которой в условиях перехода к рыночной экономике постоянно возрастает. Информация о направлениях научно-технического прогресса, сырьевой базе, патентах и ноу-хау особенно актуальна при разработке инвестиционных программ. 60-70% новой, оригинальной НТИ аккумулируется в ВИНИТИ, который считается лидером в ее сборе и накоплении.

Сегодня действует около 90 систем НТИ, однако, только небольшая часть из них может быть использована пользователем в режиме удаленного доступа. В государственных информационных службах ВНТИцентр, НПО "Поиск", НИИКИ, ИНИОН, ВИМИ и других сосредоточено документальных баз НТИ, доступных для удаленного пользователя общим объемом 20 млн. записей, в том числе свыше 10 млн. неповторяющихся записей, причем 30-40% из них составлены по отечественным первоисточникам.

Рынок НТИ является монопольным по сравнению с рынками информации других видов, то есть здесь традиционно лидируют крупные центры НТИ, которые определяют ситуацию в этом секторе рынка.

Анализ основных производителей, функционирующих на мировом компьютерном рынке, позволяет классифицировать их по трем группам:

крупные фирмы с мировым именем, вкладывающие значительные средства в разработку и освоение новых технологий (Hewlette-Packard, Apple, Compag, IBM, DEC и другие, так называемые, мировые brand name);

крупные фирмы новых индустриальных стран (Асег, DTK, Hyundai, Samsung). Сюда можно отнести и некоторые российские фирмы - ИВК, ЛЭНД, КАМИ, ASI и другие так называемые brand name;

сомнительные поставщики.

Анализ отечественного компьютерного рынка показывает, что здесь сравнительно долгое время доминируют производители компьютеров первой группы. Импорт компьютеров мировых brand name растет, но ненамного быстрее, чем отечественное производство. Доля импорта прочих фирм сокращается, прежде всего, из-за уменьшения ввоза персональных компьютеров малоизвестных зарубежных фирм. В целом, по мнению экспертов авторитетной аналитической службы IDC, установившееся в настоящее время для поставок отечественных и зарубежных сборщиков соотношение 1:2 сохранится и в обозримом будущем.

В целом, проведенный анализ информационного комплекса показал, что:

формирование информационного общества позволяет повысить производительность общественного труда за счет внедрения высокопроизводительной информационной техники и использования передовых информационных технологий;

информация становится одним из основных стратегических видов ресурсов экономики;

основой "информационного общества" является информационный бизнес;

для развития эффективности бизнеса необходимо создавать системы, которые могут "коллекционировать" опыт, идеи предпринимателей и работать в режиме информационно-советующей системы;

информационный комплекс следует рассматривать и как информационную индустрию, и как отдельные сектора информационных продуктов, услуг и технологий.

Таким образом, информатизация становится одним из наиболее ярких признаков современной системы общественных отношений. Широкое развитие информационного комплекса на базе эффективного использования компьютеров и телекоммуникаций обеспечивает принципиально новые возможности экономического развития.